Юрий Кондратюк ( Александр Игнатьевич Шаргей), один из выдающихся теоретиков полетов в космос.
В 60-е годы он стал всемирно известным благодаря научному обоснованию способу полетов космических кораблей к Луне.
Рассчитанная им траектория получила название «трассы Кондратюка». Ею пользовались американские космические аппараты «Аполлон» для высадки человека на лунную поверхность.
↑ Детство и юность
Этот один из выдающихся основоположников космонавтики родился в Полтаве 9 (21) июня 1897 года. Свое детство он провел в бабушкином доме. Она была акушеркой, а ее муж земским врачом и государственным чиновником.
Некоторое время с отцом жил в Санкт-Петербурге, где с 1903 учился в гимназии на Васильевском острове. Когда в 1910 году отец умер, мальчик снова вернулся к бабушке.
Окончил полтавскую гимназию с серебряной медалью в 1916г. Стал студентом столичного политехнического института, где учится на механическом отделении.
Александр любил читать, интересовался механизмми, мастерил паровозы. Его любимые предметы - физика и математика.
↑ Родители Юрия Кондратюка
Родители познакомились в Киеве. Мать Людмила Львовна Шлипенбах из обрусевших немцев. У нее было аристократическое происхождение. Работала учительницей географии и французского языка в женской гимназии.
Отец Игнатий Бенедиктович Шаргей был студентом физико-математического факультета Киевского университета Святого Владимира. Оба участвовали в студенческом движении и преследовались полицией. Когда Кондратюку (Александру Шаргею) был год, мать серьезно заболела и до конца дней находилась в больнице для душевнобольных.
Оставив сына на попечение бабушки, И. Шаргей отправился в Германию, где продолжал образование. После возвращения на родину в 1903 году вместе с сыном переехал в Санкт-Петербург. Там мальчик жил в новой семье отца до его смерти.
↑ Научная деятельность
Идеи Юрия Кондратюка относительно космических полетов разработаны им независимо от К. Э. Циолковского. Он изложил их в изданной в 1919 году брошюре. В ней содержались опередившие свое время революционные положения, которые спустя много лет оказали огромное влияние на развитие космонавтики. Основными из них являются:
- концепция космической ракеты, использующей кислородно-водородноетопливо
- варианты конструкции сопла, топливных и окислительных форсунок двигателя ракеты
- оригинальная методика расчета основополагающего уравнения перемещения космического корабля
- обоснование в целях экономии топлива использования атмосферы планеты для замедления движения ракеты
- вывод космических кораблей на орбиты искусственных спутников исследуемых планет с последующей посадкой на их поверхность
- применение компактного взлетно-посадочного аппарата при посадке на планету и возвращении с ее поверхности
- использование при межпланетных полетах для ускорения и торможения за счет гравитационных полей планет
- применение энергии Солнца для энергоснабжения космических аппаратов
- выведение огромных зеркал на орбиту Земли для освещения ее поверхности.
Свои идеи он развил в изданной в 1929 году за собственный счет работе, посвященной завоеванию космоса. В брошюре обоснованы последовательность этой деятельности, условия осуществления межпланетного полета, использования транспортных грузовых аппаратов для снабжения орбитальных спутников, необходимость предупреждения перегрева космических объектов при перемещении в атмосфере.
Кроме того, в 30-е годы он разрабатывал проект огромной ветроэлектростанции в Крыму, который не был реализован, другие проекты объектов ветроэнергетики в Советском Союзе. В этот же период запатентовал несколько изобретений в сфере горношахтного оборудования.
↑ Биография
После призыва в армию в 1916 году получил звание прапорщика и воевал на турецком фронте Первой мировой войны. Мобилизованный в 1918 году в Белую армию, из нее дезертировал. Во время «красного террора», когда офицера могли расстрелять, при помощи мачехи сумел получить документы на уроженца Луцка Юрия Васильевича Кондратюка.
В 20-е годы в разных регионах европейской части страны работал смазчиком, прицепщиком вагонов, механиком элеватора. В 1927 году, боясь разоблачения, перебрался в Новосибирск, где работал на предприятии, которое строило элеваторы. Работая в Сибири, он сумел построить без использования гвоздей огромное зернохранилище на 13 тыс. тонн. Его называли мастодонтом, и оно позволило обеспечить хранение зерна в одном из сибирских городов. Этот элеватор прослужил более шести десятков лет и был уничтожен пожаром в 90-х годах.
Все свое свободное время он посвящал книгам и разработкам. Приехал в Москву в 1925г с целью публикации своей научной книги. Только на следующий год он получил положительный отзыв инженера В.П. Ветчинкина, который призывал опубликовать труд и взять на работу автора в Москву. Шло время, пока проверяли трактат, потеряли интерес к Юрию Кондратюку. Не забыл про него только Ветчинкин. Они встретились, долго и увлеченно говорили о изобретениях. Ветчинкин обещал опубликовать тру, предварительно написав предисловие.
Книга, доработанная Кондратюком была опубликована за свой счет в 1929г в Новосибирске, а называлась она "Завоевание межпланетных пространств". Редактором был Ветчинкин. Тираж небольшой, всего 2 000 экземпляров, количество страниц не больше 100. Автор был очень рад такому событию.
В 1930 году был арестован как вредитель, поскольку местные руководители полагали, что элеватор развалится. Его осудили на три года лишения свободы. Наказание отбывал в специальном учреждении для осужденных. Спас Юрия Васильевича проект ветряной электростанции, он оказался лучшим их всех представленных. Ученого возвращают в Москву. Спустя сорок лет Ю. Кондратюка полностью реабилитировали.
С началом Великой Отечественной войны 44 – летним добровольно ушел на фронт. Зимой 1942 года погиб. Однако место его захоронения доподлинно не известно. Имеются и другие версии смерти Кондратюка. Согласно одной из них он попал в плен и погиб в концлагере. Согласно другой версии, работал в немецком ракетном центре. В качестве аргумента приводится найденная у немцев его рукописная тетрадь с расчетами по ракетам. По одной из версий ученый умер в 1952 году.
Когда в 1969 году в NASA дискутировались способы полета на Луну, возобладала идея Юрия Кондратюка о выводе корабля «Аполлон» на окололунную орбиту, отделения от него и спуска на поверхность отдельной кабины. Мечту ученого реализовал американский астронавт Нил Армстронг.