Мой прадед Значитов Иван Фёдорович родился в Вологодской области в 1919 году. С первых дней войны он призван в ряды Красной Армии. В 1942 году получил слепое осколочное ранение правого колена и был комиссован.
«Вы вынесли голод и выжили в холоде,
Сквозь грязь, униженья прошли.
Так дай же Вам Бог!..
И, позвольте, мне голову
В поклоне склонить до земли.»
В один прекрасный вечер, когда в доме было тепло и пахнуло разными вкусностями, бабушка мне показала фотографию, сделанную в послевоенные годы, на которой изображена моя прабабушка в окружении своих сводных сестёр. Глядя на лица молодых женщин, я не понимал, почему они не улыбаются.
Серьёзные лица и не тени улыбки, а лишь грусть от пережитых долгих месяцев в фашистском заточении лагеря смерти, находившегося тогда в населённом пункте Крупки. Хлеб с опилками, от которого болел живот, деревянные колодки вместо обуви в любое время года и смерть, которая находится рядом, к которой нельзя привыкнуть, боль и стоны… Через годы пронесла моя прабабушка эти страшные воспоминания. Каждый раз рассказывая обо всех пережитых ужасах, она плакала, а вместе с ней плакали дети и внуки, которые молча слушали.
После войны моя прабабушка тоже носила орден, орден матери-героини, той, что в тяжёлые послевоенные годы дала жизнь шести сыновьям и дочерям.
Прадед - русский, прабабушка – белоруска, два народа, две судьбы, два лица войны… А ведь за ними стоят даже не тысячи, а миллионы раненных тел и душ белорусов и русских, женщин и мужчин, детей и взрослых, всех тех, кто подарил нам жизнь, кто оградил нас от ужасов войны, сражаясь на полях брани, и кто восстановил в тяжелые голодные послевоенные годы нашу Родину из руин.
Мне хочется верить, что война на нашей земле никогда не повторится