Кто я? Чей я потомок? Кто они, мои предки? Какими они были? В чем сила поколения дедов и прадедов? Давно отгремели залпы Великой Отечественной. Война ушла в прошлое. Осталась Великая Победа. Остались слава и память о павших. Осталась память о цене Победы, о беспримерном терпении и мужестве.
История нашей страны состоит из судеб конкретных людей, память о которых бережно хранят внуки и правнуки. Мой дед Меньшенин Иван Иванович, как и многие солдаты, не вернулся с войны. Единственный документ – похоронка - был затерян среди нехитрых бумаг в домике вдовы с тремя детьми в далекой южноуральской казачьей станице. Не было ни сил, ни возможностей в тяжелое послевоенное время на то, чтобы узнать больше о погибшем муже и отце. Зато теперь такие возможности есть у меня и моих детей, внуков. Очень важно для каждого из нас заполнить "белые пятна" в истории своей семьи. Не хочу быть Иваном, не помнящим родства.
Как я уже написала выше, похоронное извещение на Меньшенина Ивана Ивановича было утеряно. Поэтому единственной возможностью узнать что-то о нем было обращение в военкомат по месту призыва солдата. Я еще в 2006 году обратилась в Центральный архив Министерства обороны РФ. Оттуда мною была получена архивная справка, в которой было сказано, что Меньшенин Иван Иванович гв. сержант, санитар 3 механизированного стрелкового батальона 10 гв. механизированной бригады.
1907 г.р., уроженец Челябинской области Брединского района Наследницкого с/с, призван в СА Брединским РВК. Участник Сталинградского наступления, Курской битвы.
Погиб 15 июля 1943 г., похоронен: братская могила в с. Красный Хутор Белгородского района Курской (ныне Белгородской) области.
Также наша семья обратилась в Книгу Памяти Челябинской области. И получила удостоверение о том, что имя Меньшенина И.И внесено в Книгу Памяти под № 141 тома 6. Согласно выписке из Книги Памяти Челябинской области, 10 гвардейская механизированная бригада входила в состав 5 гвардейского механизированного корпуса. 11 - 12 июля 1943 года 5 корпус в составе армии был привлечен к знаменитому контрудару под Прохоровкой. .
Это означает, что Меньшенин И.И. принимал участие и в Сталинградском контрнаступлении. Чтобы выяснить, как погиб Меньшенин Иван Иванович, я обратилась к сводкам Совинформбюро. 12 июля наши войска продолжали вести бои с противником на Орловско-Курском и Белгородском направлениях.
Особенно упорные бои шли на Белгородском направлении, 13 июля на Орловско-Курском и Белгородском направлениях в воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито не 13 самолетов, а 158 самолётов противника, В течение 15 июля на Белгородском направлении наши войска отбивали атаки танков и пехоты противника.
На Орловско-Курском направлении наши войска вели атаки против перешедшего к обороне противника. В течение 15 июля наши войска на Орловском участке фронта, Орловско-Курском и Белгородском направлениях подбили и уничтожили 129 немецких танков. В воздушных боях и огнём зенитной артиллерии сбито 76 немецких самолётов. Из донесения штаба 5-го гвардейского механизированного корпуса 5-ой гвардейской танковой армии: «утром 15 июля 2-й гвардейский танковый корпус 5-ой гвардейской танковой армии с оставшимися в строю 32 танками "в беспорядке" отходил в восточном (на село Жимолостное, 9 км южнее Прохоровки) и в северо-восточном (на село Правороть, 5 км южнее Прохоровки) направлениях». Так на участке фронта длиной 12 км единственным советским боеспособным соединением оставался 5-й гвардейский механизированный корпус, который и остановил противника. Это все, что нам удалось выяснить об участии войскового соединения в боях в день, когда погиб наш дед.
15 июля 1943 года война для Меньшенина Ивана была закончена. Он погиб в этот день. Но война не была закончена для его жены, которая,
получив «похоронку», нашла в себе силы поднять и воспитать трех детей. Война не была закончена для его детей, которые ждали отца и пытались в каждом проходящем военном разглядеть знакомые черты. И сегодня я, внучка, вновь перелистываю страницы военной хроники с целью
понять, узнать, увидеть в сухих строках донесений судьбу своего предка. Как мне уже было известно, похоронен Меньшенин Иван Иванович в селе Красный Хутор Белгородской области. Вновь и вновь формулировали мы запросы в поисковике, пытаясь что-то узнать об этом местечке.
И вот, на сайте Краснохуторской школы мы прочитали две строчки: «В 1941 году село Красный Хутор, как и вся Белгородчина, было оккупировано немцами. В 1943 году,7 августа, освобождено войсками 69 армии Степного фронта под командованием И.С. Конева». Написали письмо на электронный адрес, указанный на сайте, и получили ответ. В нем директор школы писала, что в центре села есть памятник - братская могила погибшим воинам. На сайте Управления культуры Белгородской области мы нашли список памятников воинской славы Белгородского района, в котором под номером 19 записана Братская могила 14 советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками. И мы стали искать фото памятника. Есть такая женщина-фотограф с Белгородчины, Илга Гондарева.
Именно на ее сайте мы и увидели фотографию памятника в селе Красный Хутор. Написали ей письмо с просьбой выяснить - имеется ли на
мемориальной доске имя Меньшенина И.И. В ответ получили фотографию самой мемориальной доски, где последней в списке стоит фамилия нашего
деда. Также автор прислала нам фотографии самого памятника и села. Моя мама(дочь погибшего Меньшенина И.И.)заплакала, когда мы ей показали эти фотографии. В этот момент я поняла, что то, что мы делаем - нужно и важно.
Отрывок из письма праправнука И.И. Меньшенина-Богоева Федора:
«Самым главным я считаю то, что произошло этим летом: мне и моей семье удалось побывать на месте захоронения Меньшенина Ивана Ивановича, в селе Красный Хутор. В поездку на Украину мы собирались давно. Но, узнав, что пересекать российско-украинскую границу на
автомобиле мы будем в Белгородской области, в Нехотеевке, что в пяти километрах от Красного Хутора, мы сразу решили, что обязательно заедем в село. Взяв горсть земли с места, где когда-то стоял родной дом солдата в п. Наследницкий, составив полный список потомков Меньшенина И.И. (для этого пришлось обзванивать всю многочисленную родню и уточнять года рождений), мы двинулись в путешествие. На обратном пути с Украины, немного поблуждав по полям (спасибо служащим ДПС, которые показали нам дорогу), мы въехали в село. Памятник стоит в центре села. Рядом – детская площадка. Приятно поразило нас то, что памятник очень ухожен. А был не месяц май, а конец августа. Значит, люди помнят войну, чтят память героев не только в День победы. Мы с братом возложили цветы к памятнику. Мама вслух прочитала все имена на мемориальной табличке. Показала моему младшему брату имя прапрадеда. Горсть земли, что мы привезли с собой, стала символом того, что потомки помнят его, что живут благодаря ему. Солдат как бы получил весточку со своей родины. Меньшенин Иван Иванович никогда не получит письма, которое мы ему написали. Но это письмо очень важно для нас, его детей, внуков, правнуков и праправнуков. Мы зачитали это письмо вслух у памятника. Люди, проходящие мимо, совершенно не удивлялись тому, что два взрослых человека и двое детей стоят и слушают перечень имен и фамилий, слушают стихи. Видимо, местные жители привыкли к тому, что к памятникам и могилам постоянно приходят и приезжают родные. К сожалению, школа была закрыта (воскресенье), поэтому мы не смогли передать в музей фотографию и копии документов. Но мы оставили всё пожилой женщине из дома напротив с просьбой передать в школу. В Краснохуторской школе есть Музей Боевой славы. Мы посчитали нужным передать им сведения о человеке, чье имя они читают на табличке, кому возлагают цветы. Вернувшись домой, мы распечатали фотографии и документы и передали их дочери, внукам и правнукам Меньшенина Ивана Ивановича. Ведь за все послевоенное время никто из них ни разу не смог побывать на его могиле. Мы стали первыми»
Зайдя на сайт «Помни меня», я увидела, что имя Меньшенина Ивана Ивановича вписано на 17 странице героев. А вот информации о нем там нет. Поэтому мы отправили письмо с историей о нем. Теперь не только фотографию можно будет увидеть, а и прочесть сведения о Меньшенине И.И.
Мы не только узнали о месте захоронения погибшего солдата, но и получили фотоснимки памятника. Посетив Братскую могилу, возложили цветы и поклонились подвигу. И теперь у нашей семьи появилось еще одно родное место: это далекое село в Белгородской области, в котором навеки остался солдат. Информация, которую мы собрали, стала достоянием школьного музея школы села Красный Хутор, но, главное, она стала достоянием нашей семьи.
Другой мой дед, Шумских Дмитрий Иванович, 1903 года рождения, был призван тем же Полтавским РВК. Гвардии рядовой, погиб 2 февраля 1945 года в Польше, в городе Ратибор. Его фотография сохранилась: он прислал ее с фронта.
Имена моих прапрадедов вписаны в Книгу Памяти Челябинской области, а в нашей семье бережно хранят немногие документальные свидетельства тех далеких дней.
Но наша работа ещё не закончена. Многое ещё предстоит узнать о моих дедах, о моём отце-Шумских Илье Дмитриевиче, участнике Великой Отечественной войны. А пока ждем, будем искать еще, писать письма и делать запросы. Потому что это очень важно в первую очередь для нас самих: помнить и знать о подвиге наших предков. Мы гордимся своими отцами, дедами и прадедами, потому что они защищали нашу Родину и отстояли право России на мирную, счастливую жизнь.
Авторы материала:
Теряева Зинаида Ильинична. Внучка солдата
Утягулова Светлана Викторовна, Богоева Оксана Александровна. Правнучки солдата
Богоев Федор .Праправнук солдата
Бреды –Новогорный
2020 год