Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » И искусство сражалось с войной…

И искусство сражалось с войной…


Анна Алексеевна Курпас«Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.»
                                                                          А.Т. Твардовский
     Я не случайно взяла в качестве эпиграфа отрывок из поэмы Александра Трифоновича Твардовского «Дом у дороги», ведь пока жива наша память о Великой Отечественной войне, мы -  народ-победитель.

 
     Как здорово, что не прерывается эта ниточка памяти, связующая не одно поколение. И тому наглядное подтверждение – Бессмертный полк. Я тоже   каждый год в День Победы вместе со своими родителями и старшим братом иду к мемориалу «Вечный огонь», теперь уже   с фотографией моей прабабушки, уроженки города Миллерово,  Анны Алексеевны Курпас (в девичестве Сбитневой).

Роль произведений искусства времен Великой Отечественной войны в борьбе с фашизмом (на жизненном примере моей прабабушки – жительницы блокадного Ленинграда):
 
     По воспоминаниям прабабушки, война в ее жизни и судьбе была самым страшным и печальным временем, а блокада Ленинграда – самая трагическая страница в истории Великой Отечественной войны.
     Как известно, она длилась почти 900 дней и ночей (с 8 сентября 1941-го по 27 января 1944 года). Враг окружил Ленинград, и люди не могли вырваться из этого кольца. Вместе с ленинградцами через ад блокады пришлось пройти и моей прабабушке. То, что она выжила – стало настоящим чудом, и произошло оно во многом благодаря замечательным произведениям  искусства, написанным в годы Великой Отечественной войны.
 

В Ленинград – на учебу


     В 1937 году, будучи 17-летней выпускницей одной из миллеровских школ, Анна Сбитнева поступила в Ленинградский Текстильный институт имени С.М. Кирова, чтобы получить специальность инженера-технолога по производству тканей.


 
В конце июня 1941 года весь курс, на котором училась прабабушка, был направлен в Подмосковье для прохождения преддипломной практики.   
 
     Здесь молодых людей, полных надежд на будущее, застала война. Группу студентов вернули в Ленинград. А вскоре пришла весть о том, что город на Неве окружен врагом.

Защита осажденного  города от зажигательных снарядов ипожаров под песню «Священная война».


 
     Вместе с однокурсницами бабушке пришлось дежурить во время воздушных тревог, убирать с крыш домов зажигательные авиабомбы, которые фашисты сбрасывали по ночам.

 



     Немцы понимали, что никаких фугасок не хватит на то, чтобы сравнять с землей такой громадный город. Пожары – вот на что они рассчитывали. На каждую сброшенную фугасную бомбу приходилось более тридцати «зажигалок». Неизбежный, с точки зрения фашистского командования, исход событий должен быть таким: дома, загораясь друг от друга, порождают огненный смерч. В итоге город, в короткое время гибнет вместе с населением. Приказ Гитлера об уничтожении Ленинграда предполагалось исполнить быстро, дешевыми средствами.


     С первых же дней войны началось формирование дополнительных подразделений местной противовоздушной обороны. При каждом доме возникал своеобразный гарнизон, защищавший здание. В одном из них с пожарами и разрушениями боролись юная Анна Сбитнева и ее подруги по институту.  Прабабушка вспоминала, как они цепочкой  шли по крыше здания, дружно напевая: «Вставай, страна огромная…».

 

   Строки патриотической песни «Священная война», созданной в 1941 году сталинскими лауреатами композитором Александром Васильевичем Александровым и поэтом  Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом, ставшей широко известной  благодаря  Всесоюзному радио, сразу врезались в память каждого ленинградца и быстро стали своеобразным гимном  защиты Отечества. Эта песня пробирала до мурашек, вызывала волну всенародного негодования, направленную в адрес оккупантов, а, исполняя ее, каждый наполнялся  желанием изгнать ненавистного врага с территории  Советского Союза и непоколебимым осознанием того, что  миссию эту нужно выполнить, во что бы то ни стало, даже, если для этого понадобиться отдать свою жизнь…
 
     В суровую зиму 41-го воду для тушения возгораний передавали ведрами по цепочке…Таким образом, в годы блокады было ликвидировано более 90% всех сброшенных зажигательных бомб. Пожарам не дали распространиться. Я горжусь, что в защиту Ленинграда внесла свой вклад и моя прабабушка!

 Листовки, плакаты  и журналы советских художников в борьбес нечеловеческими условиями жизни и фашистской пропагандой.


     На долю юной Анны Сбитневой выпали суровые испытания. Она пережила многих своих подруг, друзей, знакомых и соседей, с которыми делилась последней коркой хлеба, которые угасали у нее на глазах. Те, кто выжили, находясь без возможности нормально питаться, ели и пили совсем несъедобные вещи: олифу из масляной краски, отвар из кожаных ремней, в теплое время – траву и все, что росло на окрестных улицах. Делали это по причине неудержимого желания хоть чем-то наполнить пустой желудок, ненадолго притупить нестерпимое чувство  голода, просто для того, чтобы выжить, дождаться момента освобождения и вдохнуть воздух свободы.


Этого момента дождались не все. Люди умирали от голода и холода, от бомбежек и обстрелов. Всего погибших насчитывалось 850 000 человек.
 
    Но ленинградцев не сломили нечеловеческие условия жизни, они преодолели все тяготы, а родной город врагу не отдали. Трудно было выстоять, потому что немецкие, финские, испанские самолеты кружили над городом и, как снег на голову, сыпались листовки врага, в которых пытались выставить виновником развязанной войны руководство Советского Союза, запугать мирное население и бойцов Красной армии, предлагали сдаться в плен и унижали наших командиров.
 

   Но тогда люди настолько были едины и дружны, что с еще большей силой ненавидели фашистов. Бабушка рассказывала, что поддерживать моральный дух помогали  листовки и плакаты наших художников, которые не оставляли равнодушными никого, потому что в них звучал призыв уничтожить оккупантов любой ценой.  
 

     Особенно ей запомнились листовки «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», «Клещи в клещи», где в карикатурной форме высмеивали Гитлера и его преспешников, изображая, к примеру, в виде свиньи, крысы или петуха.
 

Теперь я точно знаю, что это были работы Кукрыниксов – группы художников: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Их листовки и плакаты поднимали боевой настрой и вызывали у ленинградцев желание дожить до Победы. Художники блокадного Ленинграда также выполняли свою миссию: выпускали журнал «Боевой карандаш», ставший уникальной страницей в истории мирового изобразительного искусства.
 
    Враг всеми силами пытался подорвать нашу идеологию, но сломить силу духа и патриотизм советских людей ему не удалось.

 

Симфония № 7 Дмитрия Шостаковича,  каксимвол  величия СССР и мужества советского народа.



В эти тяжелые дни поддерживать в душе веру и надежду помогали произведения искусства, такие как легендарная симфония № 7 композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, ставшая великим произведением, облетевшим уже в год ее написания весь мир.
 
    Гамму сильных чувств пережила и юная ленинградка Анна Сбитнева в августе  1942-го во время премьеры «Ленинградской симфонии» в осажденном городе. Произведение звучало в домах, на улицах, так как трансляция велась по радио и через уличные громкоговорители. Ленинградцы слушали и не могли скрыть собственные эмоции. Солдаты, уставшие от обстрелов и грохота канонады, заходили в филармонию, чтобы услышать эту великую мелодию, которая была у всех на слуху.


     По рассказам прабабушки, переживая эти трогательные минуты, они с подругами не сдерживали слез, потому что произведение затрагивало самые потаенные уголки души, вызывало грусть, тревогу, тоску по родным местам,  ностальгию о мирном времени, патриотические чувства. Заставляло глубоко задуматься о судьбе своей Родины. Главное же, что в тот момент испытывали все ленинградцы – это восторг творением композитора и гордость за страну.
     Дмитрий Шостакович всегда был очень чувствительным человеком, он как будто предвосхитил начало сложного исторического события. Так, еще в 1935 году композитор начинает сочинять вариации в жанре пассакалья¸ представляющим собой траурное шествие, распространенное на территории Испании. Тема пассакальи была достаточно простой, но ее развитие создавалось благодаря сухому барабанному стуку. Постепенно динамика нарастала до огромной мощи, что демонстрировало символ страха и ужаса. Композитор был утомлен работой над произведением и отложил его.


     Война пробудила в Шостаковиче желание закончить симфонию и привести ее к торжествующему и победному финалу.  Летом 1941 года
первая часть была полностью готова. Тогда композитор начал работу над средними частями. Он хотел запечатлеть образ нашей страны, которая так отчаянно сражается, в собственной музыке. Проживая, как и многие музыканты, в консерватории, он не спал и не ел, а от написания сочинения отрывался лишь при возникновении воздушных тревог, поскольку являлся бойцом противовоздушной обороны.



     Четвертая, заключительная часть,  давалась сложнее всего, так как должна была являться торжеством добра над злом. Композитор ощущал тревогу, война очень серьезно повлияла на его моральное состояние. Его мать и сестра не были эвакуированы из города, и Шостакович очень переживал за них. Боль терзала его душу, он не мог ни о чем думать. Рядом не было никого, кто мог бы вдохновлять его на героический финал произведения, но, тем не менее, композитор собрался с душевными силами и завершил произведение в самом оптимистичном духе. За несколько дней до наступления 1942 года, произведение было полностью сочинено, а в день премьеры произвело на врага эффект разорвавшейся бомбы.
Немцы пребывали в изумлении – это был настоящий подвиг, показывающий силу советского народа.

Пророчество «Ленинградской поэмы», написанной  любимойпоэтессой  и  «голосом города» Ольгой Берггольц.



     В годы Великой Отечественной войны советское искусство опровергло изречение: «Когда гремят пушки, музы молчат». Нет, музы не молчали. И кисть, и карандаш, и резец, и слово стали грозным оружием в борьбе с врагом. Писатели и поэты, художники и композиторы, работники кино и радио весь свой талант отдавали победе.
 
     Символом блокадного Ленинграда была журналист, прозаик и поэтесса Ольга Берггольц, автор крылатой строки, высеченной на Мемориальной стене Пискаревского кладбища, где похоронены многие жертвы Ленинградской блокады, и ставшей лозунгом для наших соотечественников: «Никто не забыт, ничто не забыто!»


   Ольга Берггольц делала репортажи с фронта и читала свои стихи на радио. Как завороженные, люди слушали «голос города», подаривший многим тысячам людей надежду на скорое спасение, вселявший веру в неминуемость краха фашизма. Посчастливилось слышать выступления Ольги Берггольц по радио и моей прабабушке, для которой она была любимой поэтессой.

     Без волнения, тревоги, слез невозможно было воспринимать её «Ленинградскую поэму»:


«Носитель смерти, враг —
опять над каждым ленинградцем
заносит кованый кулак.
Но, не волнуясь, не боясь,
гляжу в глаза грядущим схваткам:
ведь ты со мной, страна моя,
и я недаром — ленинградка.
Так, с эстафетой вечной жизни,
тобой врученною, отчизна,
иду с тобой путем единым,
во имя мира твоего,
во имя будущего сына
и светлой песни для него.»


     Эти строки оказались пророческими. Несмотря ни на что Анна Сбитнева выстояла. Вместе с группой других студентов моя прабабушка была вывезена из блокадного Ленинграда по «дороге жизни», проложенной через Ладожское озеро. Она дожила до Великой Победы,  после войны вышла замуж в родном городе Миллерово, родила  дочь и двоих сыновей.

Заключение. Чтобы память жила вечно…


     Произведения искусства помогли моей прабабушке, как и всем советским людям, закалиться в годы войны, стать мужественнее, вынести все тяготы. Анна Сбитнева выжила еще и потому, что имела волевой характер. Ей были присущи лидерские качества, которые особенно проявились в послевоенные годы. Она вместе с остальными жителями района восстанавливала разрушенное захватчиками хозяйство, работала мастером на Миллеровском молокозаводе, где завоевала авторитет и уважение коллектива, неоднократно поощрялась руководством за высокие показатели в труде.


 
     К сожалению, сегодня Анны Алексеевны Курпас (Сбитневой) уже нет в живых, но она навсегда останется в сердцах моих родных как человек, показавший настоящий пример выдержки и стойкости во имя Родины.


Мне посчастливилось узнать историю жизни прабабушки благодаря рассказам моих родителей, бабушки и дедушки. А я, обязательно, расскажу о ней своим будущим детям, а потом и внукам. Так, из поколения в поколение, мы будем передавать эстафету памяти о героической и легендарной судьбе юной девушки, прошедшей страшные испытания и сохранившей самые лучшие качества души и характера. Ведь мы – ее продолжение, мы те, ради кого она защищала блокадный Ленинград от пожаров и разрушений,  а вместе с ним – от фашизма всю родную страну.
    
     Сила духа, которую не сломить, готовность по первому зову встать на защиту родной земли, трудиться ради общего блага и отдавать людям все свои силы, знания и умения – вот качества, отличающие  мою прабабушку, многих  её друзей-ленинградцев и миллионы жителей нашей необъятной страны, которые смогли отстоять Родину в годы Великой Отечественной войны, победить фашистскую армию и доказать всему миру: русские не сдаются, а побеждают!

      В этом им помогали замечательные произведения искусства, созданные в опаленные войной сороковые годы прошлого столетия. Пожалуй, никогда за время существования советской эпохи не было такого творческого подъема, как в годы Великой Отечественной войны. Яркое подтверждение тому легендарные произведения искусства: песня «Священная война», «Ленинградская симфония» и «Ленинградская поэма», плакаты, листовки и картины советских художников, ведь в них была настоящая правда, наша сила, а теперь – это наша историческая память, которая будет жить вечно.

     Талант русского народа не сломит никто. Да разве есть другой такой народ на свете, который в трудную годину создал столько прекрасного, душевного, богатого и великого...


Список источников, использованных при написании реферата:

1)    https://ru.wikipedia.org/wiki
2)    https://www.olgaberggolc.ru/
3)     https://soundtimes.ru/simfonicheskaya-muzyka/udivitelnye-simfonicheskie-proizvedeniya/shostakovich-leningradskaya-simfoniya
4)    https://nashenasledie.livejournal.com/1360921.html
5)    https://fishki.net/2405283-kukryniksy--hudozhniki.html
6)    https://back-in-ussr.com/2015/05/boevoy-karandash-plakaty.html


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА  № 4
Выполнила: учащаяся 9-а класса  Кремлева Ксения
Руководитель: учитель музыки Морозова Галина Федоровна
г. Миллерово
2020 г.





316 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    К пе­ри­о­ду 1945-1953 гг. от­но­сит­ся
    A18
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Презентация: Боевые искусства Древней Руси
Презентация: Боевые искусства Древней Руси
Автор данной презентации, ученик десятого класса, представляет вниманию учащихся продукт своей исследовательской работы на довольно интересную тему. Цель работы – определить, какие виды древнерусской борьбы дошли до наших дней. Автор решил