Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Аксёнов Пётр Андреевич

Аксёнов Пётр Андреевич


Аксёнов Пётр Андреевич Я хочу рассказать вам о своём прадедушке.
Мой прадедушка , Аксёнов Пётр Андреевич , родился 23 июля 1916 году в Рязанской губернии. Он был из обычной семьи, закончил четыре класса.


 В 1931 году переехал в г. Горький (Нижний Новгород). Приехал он один, как раз в это время строился Горьковский автомобильный завод имени Молотова (сокращённо ГАЗ).  Он работал на стройке, там его заметили люди из    «Остин Компани»,  которые заключили соглашение о сотрудничестве 9 апреля 1929 года с правительством Советского Союза с целью демонстрации возможностей «Остин Компани» для получения дальнейших заказов строительства заводов  в  СССР,  о сотрудничестве  с советскими организациями, инженерами и техниками,  а со своей стороны пообещали оказывать всяческую помощь при изучении советскими специалистами американских методов работы. Уже примерно в 1932 году прадедушка стал работать на заводе токарем и фрезеровщиком  (был самоучкой).

 
Вскоре в 1936 году его призвали в армию служить на Русский остров  во Владивостоке (Приморский край). Весной 1938 году его отправили на Халкин-Гол, где получил ранение. Вернулся домой в 1939 году, снова стал работать на заводе.

 
На войну прадедушка не был призван, потому что у него была бронь, так как он считался очень ценным работником.

 
Мой материал основан на воспоминаниях моего дедушки и его сына и документов ,  сохранившихся в семейном архиве.


«В конце 1939 года за счет сокращения производства основной продукции номенклатура Горьковского автозавода была расширена изделиями военного назначения. Согласно мобилизационному плану,  введенному 1 сентября 1939 года, автозаводу предписывалось освоить производство корпусов для мин, бронебойных снарядов, взрывателей к авиационным бомбам и т.д.  К 1941 году Горьковский автозавод представлял собой огромный промышленный комплекс в машиностроительной отрасли СССР и обладал современным оборудованием, новейшими технологиями, высококвалифицированными кадрами и рядом филиалов и заводов-смежников (ЗАТИ, «Красная Этна» и другие), что составляло мощную производственную базу. С началом Великой Отечественной войны на Горьковский автозавод стали поступать огромные объемы новых срочных заказов на освоение изделий военного характера, при этом технология их производства порой не соответствовала имеющемуся на заводе оборудованию. Так согласно мобилизационному плану, введенному приказом Наркомата среднего машиностроения 24 июня 1941 года, Горьковский автозавод должен был выпустить 13 миллионов 45-мм бронебойных снарядов и 8 миллионов взрывателей АМ-А. » 

 



Прадедушка работал фрезеровщиком в экспериментальном участке  ИШО (инструментальный штамповый отдел), на  станке  «Ван-Норман». 

Он изготовлял прокаточные ролики для машин, делал обработку металлических изделий. 
    Условия для работы были трудны: «Во время Великой Отечественной войны рабочие смены на Горьковском автозаводе продолжались по 20-30 часов с перерывами на еду и короткий сон. Рабочие, которые уходили на фронт, заменялись заводскими ветеранами, женщинами и юными учащимися фабрично-заводских училищ. Более 5000 женщин за короткий срок были обучены профессиям кузнеца, сталевара, нагревальщика, формовщика и т.д. За первый год войны на завод пришли 11500 новых рабочих».


В 1943 году немцы бомбили ГАЗ беспощадно – поливали бомбами, как градом. Потом уже, когда закончится война окажется, что бомбёжки Горьковского автозавода – самые масштабные среди тыловых за всю историю Великой Отечественной.
Большое значение в работе имело соревнование между рабочими, между бригадами.


Летом 1943 года среди инструментальщиков прославился высокими достижениями фрезеровщик Голунов. Он довёл выработку до четырёх норм в смену. Мой прадедушка вызвал Голунова померяться силами. Они заключили договор. В марте 1944года прадедушка уже в каждую смену вырабатывал по 573 процента нормы, а Голунов  — по 533 процента нормы.

 

 

Когда стал очевидным результат соревнования за первый месяц, он пришёл к Голунову:
— Продолжаем дальше? Я недоволен, что ты отстал.
— А как же? Обязательно продолжаем, — ответил Голунов.


Ведь соревнование — это не состязание одиночек. Об этом можно судить по числу победителей. В то время за полтора года звание лучшего рабочего своей специальности получили 868 рабочих — яркий пример массовости соревнования по профессиям.


«Поддерживая инициативу коллектива Московского автозавода им. Сталина, их фронтовая бригада, горя желанием оказать большую помощь доблестным воинам, включается в предоктябрьское социалистическое соревнование и берёт на себя следующие обязательства:
Выполнять сменные нормы не ниже, чем на 300 процентов.


В сентябре и октябре внести не менее четырёх рационализаторских предложений с годовым экономическим эффектом  8-8,5тыс. рублей.
Обучить к первому ноября двух учеников и перевести их на самостоятельную работу.
Призываем последовать нашему примеру все фронтовые бригады завода.


Фронтовая бригада инструментально-штампового отдела. П. Аксёнов, бригадир Я. Подлужный, Н. Зайцев, С. Котуков,  члены бригады». ³
Их фронтовая бригада неоднократно завоёвывала первенство в и переходящее красное знамя в соревновании инструментальщиков.

Работая ,  они одновременно и обучали. Также восемь учеников его школы стали квалифицированными фрезеровщиками. Его ученик Любавин после обучения работал на двух станках.   
 



 Также прадедушка вносил много рационализаторских предложений. Например, он применил  специальную отправку и планшайбу, усовершенствовал заточку фрез и за девять месяцев выполнил три годовые нормы. В течение 1944 года внедрил  9 рационализаторских предложений , которые дали заводу 20000 руб. экономии.


Также восемь учеников его школы стали квалифицированными фрезеровщиками. Для специального заказа он сам разработал небольшое приспособление. На столе универсально-фрезерного станка «Ван-Норман» он закрепил специальную планку с фиксирующим пальцем. Затем, взяв трёхстороннюю мерную фрезу, он выверил её по центру и приступил дальше к делу.


Профрезеровав паз, прадедушка также, не останавливая станка, снимая ролик, быстро устанавливал новый , отфрезеровал 40 роликов, одновременно нарезав зубья у четырёх больших конических шестерён на другом станке. За эту смену он выполнил более десяти норм.



 

На  его рабочей тумбочке всегда были  чистота и порядок. На одной полке тумбочки лежал режущий инструмент, на другой — мерительный. 
Он строго следит за тем, чтобы режущий инструмент был доброкачественный и правильно заточенный. Это позволяло ему работать на повышенных режимах резания.


В то время люди в тылу чувствовали себя , как на фронте. И ещё, мне кажется, они искренне верили в коммунистическую партию, в товарища Сталина. Вот как ответил прадедушка на приказ вождя Сталина:
  « — С большим вниманием, — говорил он, — слушал я приказ любимого вождя. Особенно запомнились мне слова о том, что обречённый враг, чтобы избежать сурового возмездия, хватается и будет хвататься за самые крайние и подлые средства борьбы. Мы хорошо понимаем, что теперь, как никогда, нужна особая бдительность на фронте и в тылу, нужно новое напряжение наших сил. Прослушав приказ, я решил выработать сегодня не менее шести норм. Это будет моим ответом вождю.
 Своё слово стахановец Аксёнов сдержал. Ещё до обеда он дал три с половиной нормы. В оставшиеся до конца месяца дни он обязался вырабатывать по пять норм» . ⁴                           
                                                                                                                                   
После войны он продолжил  работать на заводе до 1978 года.
Труд его был отмечен орденами и грамотами.
 
Список литературы:
1.    https://rus-texnika.ru/istoriya-gorkovskogo-avtozavoda-zavod-vo-vremya-velikoj-otechestvennoj-vojny.html
2.    https://rus-texnika.ru/istoriya-gorkovskogo-avtozavoda-zavod-vo-vremya-velikoj-otechestvennoj-vojny.html
3.    С. Сентябрь 1943, газета «Горьковская коммуна».
4.    С. Газета  «Горьковская коммуна», колонка «В ответ на приказ вождя».
     «Всё для фронта, всё для Победы!»: герои тыла.

Аксёнова Маргарита Денисовна
10 класс МКОО Краснореченская СШ
с. Красная Река, Старомайнский р-н, Ульяновская обл.,  Российская Федерация
shkola145@yandex.ru

Кузин Василий Александрович
Учитель истории  МКОО Краснореченская СШ
с. Красная Река, Старомайнский р-н, Ульяновская обл.,  РФ.           
shkola145@yandex.ru





352 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из ис­то­ри­че­ско­го ис­точ­ни­ка и ука­жи­те пол­ко­вод­ца, о ко­то­ром идёт речь. «Было время, в самом на­ча­ле войны…, когда нам самим при­хо­ди­лось слы­шать от не­ко­то­рых, будто слава пол­ко­вод­ца ис­кус­ствен­ная или, по край­не мере, пре­уве­ли­чен­ная, будто он, об­ла­дая, ко­неч­но, лич­ной храб­ро­стью, ста­ра­ет­ся, од­на­ко ж, со­че­тать дей­ствие храб­ро­сти с по­ра­зи­тель­ным эф­фек­том и т.д. К концу рус­ско-ту­рец­кой войны 1877—1878 гг. этого уже не осме­ли­ва­лись по­вто­рять; за­висть сама собою смолк­ла, а после Ахал­те­кин­ской экс­пе­ди­ции никто уже и не оскорб­лял­ся: все уте­ша­лись его пре­вос­ход­ством как дра­го­цен­ным на­род­ным до­сто­я­ни­ем».
    A13
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Презентация: Боевые искусства Древней Руси
Презентация: Боевые искусства Древней Руси
Автор данной презентации, ученик десятого класса, представляет вниманию учащихся продукт своей исследовательской работы на довольно интересную тему. Цель работы – определить, какие виды древнерусской борьбы дошли до наших дней. Автор решил