Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Кряжева Валентина Михайловна

Кряжева Валентина Михайловна


В  годы Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок оказались  в жерновах самой жестокой в мире войны. Кто-то наравне со взрослыми ковал победу в тылу, надрываясь на заводах и полях, кто-то воевал на фронтах Великой Отечественной и партизанских отрядах.       

 

Сейчас о  Великой Отечественной войне написано очень много: это и  воспоминания фронтовиков,  литературные произведения, и сухие цифры статистки. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается, и слезы на глазах. Именно это я увидела, встретившись с очевидцами военного лихолетья.

 
Поколение детей войны – это наши бабушки и дедушки, а у кого-то это даже прабабушки и прадедушки. Хотя детям войны не приходилось воевать самим, во время Великой Отечественной  им пришлось трудно. Их лучшие детские годы пришлись на времена горя и лишений.


В своей работе я хочу рассказать о  Кряжевой Валентине Михайловне, которая  родилась и выросла  в селе  Коржевка Инзенского района. Родилась  Валентина Михайловна  девятого сентября 1935 г.


Детство Валентины Михайловны приходилось на тяжелые военные годы.
Когда в 41 году Михаила Николаевича , ее отца, призвали на фронт, маленькой Вале было 6 лет, а ее сестренке Нине- 2 годика.
Их мама,  Анна Васильевна,  воспитывала дочерей одна.


 Конечно, жили  впроголодь. Питались картофельными очистками, из которых варили похлебку.  Вы спросите,   почему очистками, картофель, не уродился что ли? 
-Нет,- говорит Валентина Михайловна,  –  пришла мама с работы домой, а картошку всю выгребли из погреба, сославшись на недоимку налогов.
Единственным спасением была худая корова, Белянка.   Сено для коровы на зиму мама косила одна и все выносила вязанками на себе, и это делала после рабочего дня, а рабочий день на колхозных полях заканчивался почти ночью. За непосильную работу маме начисляли трудодень.  В то время, когда мама была на работе ,с нами сидела бабушка, которая была полуслепая.    Она помогала нам, а мы - ей.     

     
 А какие были тяжелые времена зимой! Были очень сильные морозы.  Дрова в доме были не всегда.  Бывало, что приходилось к более обеспеченным  дровами соседям  с совком ходить за угольками, чтобы что -  нибудь  сварить. 


 «В 10 лет я уже была помощницей во всем, работала наравне со взрослыми»,-вспоминает Валентина Михайловна.    В лес ходили за дровами  с санками,  по сугробам, которые в те времена  были почти в человеческий рост. Как мог ребенок в 10 лет вывозить саночки, наполненные тяжелой,  мерзлой древесиной?! Со слезами, замёрзшие, приходили домой, да еще эти дрова надо было распилить и расколоть, чтобы протопить печку.  А сырые дрова не сразу ведь растопишь.


Праздником было, если приходящие в их дом гости приносили гостинец.  А иногда и мама получала в колхозе паёк  кое- какими продуктами за трудодни.
Но даже в такое трудное время обе девочки получили образование.  В школе не было тетрадей, писали на газетах между строчек. Обучение было семилетним.  


Четырнадцатилетний подросток начинает уже взрослую жизнь.


 Валя  поступает в Карсунское  медицинское училище.
Валентина Михайловна рассказывает, что в Карсун из Коржевки на учебу им приходилось ходить пешком. Обуви не было, на ногах носили лапти. За плечами в мешке носили картофель, которому очень радовались и не считали тяжестью. А уж картофельные лепёшки, которые пекла им в дорогу мама, с удовольствием ели по дороге, когда делали передышку.


Валентина  Михайловна с улыбкой вспоминает: «Однажды вызвал нас с подружками  директор  училища Савелий Иванович  Морин и говорит: «Девочки, вы очень способные, старательные, но лапти в училище нельзя носить».  Что делать, пришла я домой, рассказала маме,  не помню, откуда она мне какие-то тапочки принесла. Я до Карсуна в лаптях доходила, а там уже в тапочки переобувалась».
 Все  лето на каникулах  работали в колхозе:   занимались прополкой, работали на сенокосе, собирали колоски.   За это председатель колхоза иногда  давал  лошадь, на которой  девочек  подвозили в Карсун с продуктами.


Закончила  училище с отличием  в 1953 г.  По направлению работала  в ЦРБ. в г. Инза.  Но через год заболела мама, ей нужен был уход. И Валентину Михайловну  переводят в  Коржевскую участковую больницу,   где она проработала с 1954 года по 1993 . Первые 22 года  работала в операционном отделении, затем старшей медсестрой. За  доблестный труд награждена медалью 100-летия со дня рождения В.И.Ленина.  Являлась депутатом Коржевского сельского совета депутатов трудящихся Инзенского района, Ульяновской области. Ударник коммунистического труда. За добросовестный труд имеет множество грамот.  Ветеран труда.


Воспитала двоих  сыновей.  Мудрая, интеллигентная женщина, Валентина Михайловна пронесла через всю жизнь любовь к своей профессии, к людям. С ней рядом  легко и комфортно.  Слушая Валентину Михайловну, понимаешь: несмотря на тяжёлое военное детство, она – счастливый человек. Наверное, счастье и состоит в том,  чтобы любить свой край, свою работу, видеть радость в труде, создавать уют в своей семье.
      
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Коржевская средняя школа.
433021, Россия, Ульяновская область, Инзенский район, село Коржевка, ул.Центральная, дом 4.
Телефон: 88424177555.
Зимина Варвара Дмитриевна, ученица 11 класса, 17 лет. Телефон: 89084883762
Учитель : Маськова  Ольга Алексеевна





305 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Принятие установившей систему прохождения государственной службы «Табели о рангах» относится к царствованию
    A5
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Презентация: Боевые искусства Древней Руси
Презентация: Боевые искусства Древней Руси
Автор данной презентации, ученик десятого класса, представляет вниманию учащихся продукт своей исследовательской работы на довольно интересную тему. Цель работы – определить, какие виды древнерусской борьбы дошли до наших дней. Автор решил