Вас война не тревожит ночами? Не гнетет вас огонь без границ? Города с обожженною кожей И провалами черных глазниц? Вряд ли кому-нибудь из моего поколения снится та далекая война, а вот моему прадеду, Тынкович Ивану Викторовичу, война снилась и тревожила все 67 лет послевоенной жизни. Я его хорошо помню, он часто рассказывал фронтовые истории, вспоминал о былом.
Я была маленькая, подробности рассказов стерлись в памяти, а вот тревожное волнение, которое прадед пытался скрыть за лёгкостью рассказа, помню… Помню и опять ощущаю сама, когда говорю или думаю о нем… Помню, как дрожал его голос, когда он пел старые солдатские песни… Он любил петь по праздникам, особенно на День Победы… Помню его руки, которые перебирали поздравительные открытки. Он тогда уже не мог видеть, не мог сам прочитать, но как бы чувствовал человеческое тепло, оставленное на бумаге.
Дедушка очень любил, когда на 9 мая к нему приходили с открытками и поздравлениями. Радовался, как ребенок. Я читала ему пожелания, которые приносили волонтеры. Наверное, в такие минуты он думал, что все было не зря, что люди помнят и благодарны.
…Война стремительно ворвалась в размеренную и спокойную жизнь белорусов. В деревню вошли фашисты, и прадед, тогда еще двадцатилетний парень ушел в лес, в партизанский отряда имени Н.А. Щорса. Он часто вспоминал те тяжелые времена. Отряд находился в лесах и болотах, которые назывались Сваринскими.
Нам сегодня даже трудно представить, как можно выживать зимой в лесу, в сыром болоте, впроголодь. А люди не только выживали, но и боролись, совершали подвиги. «Партизаны уничтожали технику и живую силу врага» - сухие строки, которые никак не отражают мужество и героизм партизан. «На территории партизанского отряда был свой аэродром. С аэродрома отправлялись раненые и письма на великую землю»,- рассказывал прадед.
В 1943 году партизанский отряд присоединился к действующей армии. Потом мой прадед воевал на фронте в составе 44-ой дивизии, 800-ом полку 1-ого Белорусского фронта. Этим фронтом командовал маршал Рокоссовский. Прадеда ранили под Варшавой. По дороге из Варшавы в Смоленске ему ампутировали ногу. Потом он лечился в госпитале в городе Ташкенте, перенес еще одну операцию, был признан непригодным к военной службе.
Вернулся в родную Беларусь и до конца жизни оставался в Кобрине. Последние годы он ничего не видел, ослеп, и за ним ухаживала бабушка. Ушёл прадед на 91 году своей долгой и славной жизни. Бережно хранит наша семья его боевые награды: орден Великой Отечественной войны первой степени, медаль «За освобождение Варшавы», Благодарность Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина и многие другие.
Я слышала, что самой высокой солдатской наградой считалась медаль «За отвагу». Мой прадед имел эту медаль. Мой прадед - один из миллионов белорусов. Их имена не выбиты на гранитных обелисках, им не посвящены книги, в их честь не открыты музеи. Но именно на таких людях держится наша земля, именно их называют соль земли.
Железовская Дарья Сергеевна, учащаяся 1 курса 12 группы УО «Лоевский государственный педагогический колледж», г.п.Лоев, Республика Беларусь