Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Я листаю семейный альбом...

Я листаю семейный альбом...


Я листаю семейный альбом,
Вспоминаю родные мне лица,
Лично с вами я не был знаком,
Знаю - каждым могу я гордиться!
Обычный день. Ничего особенного не происходит. Я рисую, брат читает. Телевизор включен на Первом. На экране мелькают новости: президент произвел ряд кадровых перестановок, Госдума приняла в первом чтении президентский проект амнистии к 70-летию Победы, на подмосковном полигоне Алабино идут репетиции парада к 9 мая. На экране появляется сюжет о старте акции "Георгиевская ленточка", который тут же привлекает мое внимание.
- Денис, а 9 мая уже скоро? – задаю брату вопрос.
- Скоро, - отвечает он.
- Значит мы снова будем носить георгиевскую ленточку и будем дарить цветы стареньким дедушкам с медалями, а еще поедем к вечному огню?
- Да, обязательно.
- А тот дедушка, о котором ты писал, тоже там будет? - я помню, что Денис собирал материал о Викторе Максимовиче Погорелове - о подводнике, ветеране Великой Отечественной войны.
- Я надеюсь, что будет. И он, и другие ветераны.
- А кто такие ветераны?
- Ох, брат... Это такие люди, которые сражались с врагом за нашу Родину. Благодаря им, мы не знаем, что такое война, и живем в мире и благополучии.
- А у нас в семье есть ветераны? - спрашиваю я.
Ответ не заставил себя ждать. Денису есть, что мне рассказать о наших прадедушках и прабабушках. Хотя я и сам их видел на фотографиях, но Денис старше меня и ,конечно, знает о них уже по рассказам мамы, папы, бабушки.

И вот сейчас, спустя 5 лет, в преддверии 75-летней годовщины Победы, я вспоминаю наш с братом разговор. Теперь и я знаю о своей семье немало. Мы даже составили нашу с братом родословную до прапрабабушек и прапрадедушек.
Дома у нас в шкафу хранятся штендеры с фотографиями двоюродной прабабушки Ани и прадедушки Никиты, которые воевали. Каждый год мы принимаем участие в шествии Бессмертного полка. Да и в каждой семье бережно хранятся воспоминания о близких людях, защищавших Родину. Или о тех, кого коснулась война в тылу.
Я достаю семейный альбом, ко мне присоединяются мама с братом,. Мы начинаем перелистывать страницы, рассматривая черно-белые фотографии.
- На фотографии наш прадед Лепехов Никита Ксенофонтович.
На фотографии молодой мужчина с орденом Красной звезды на груди.

Никита родился в 1915 году в Михайловском районе в деревне Тишимля (эта деревня расположена рядом с с.Городное). В семье было пятеро детей: три брата и две сестры.
Никита был призван в ряды Красной Армии в ноябре 1936 года. По словам нашего отца, прадед окончил артиллерийское училище. С начала войны (с 25 июня 1941 года) служил инструктором РК ВКП (б) в 44 СП 42 СД.

В ноябре 1941 года оказался в окружении, попал в плен.
На сайте "ОБД Мемориал" (https://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=66125258) мы нашли его фамилию в именном списке военнослужащих, находящихся в плену у противника или в окружении, прошедших регистрацию в Михайловском РВК Курской области.
После освобождения из плена воевал командиром минометного взвода 379 отдельного пулеметно - артиллерийского батальона.

Воевал на Западном и 3-м Белорусском фронтах.
На сайте "Подвиг народа" мы нашли сведения о его наградах: Медаль "За взятие Кенигсберга", орден Красной Звезды , медаль «За победу над Германией
в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После войны прадед вернулся в родную деревню. Женился, родились сын Коля (мой дед) и дочь Нина. К сожалению, в 1956 году прадеда не стало.
Один из братьев прадеда - Лепехов Иван Ксенофонтович, также ушел на войну. Ему было 18 лет. Наш отец узнал, что Иван погиб в Беларуси, там он и похоронен в братской могиле. Отец с дедом нашли эту могилу и посетили ее в октябре 2014 года.

Мы перелистываем еще одну страницу.
На следующей фотографии - бабушка Лариса, мама и маленькая тетя Оля. Фотограф в парке сфотографировал семью летом 1990 года.
На фото также запечатлена наша прабабушка Маша, бабушка нашей мамы и мама бабушки Ларисы.

Звучит как-то запутанно и не совсем понятно - где кто, и где чья мама. Но это только на первый взгляд. А на самом деле все просто – наша мама, ее мама - наша бабушка, и прабабушка - мама бабушки.
Помню, как тогда спросил у Дениса:
- А прабабушка Маша была на войне?
И брат мне рассказал и про Машу, и про ее сестер, и про их родителей во время войны.


Семья Кролевецких постоянно жила в с.Карыш Глушковского района.

Во время оккупации Курской области (1941 – 1943), глава семьи Кирилл был тяжело болен, поэтому в действующую армию не попал, но помогал местным партизанам. Вместе с женой Ксенией Захаровной они передавали им провизию. Такая деятельность была очень опасна, т.к. в селе были полицаи из числа местных жителей, которые хорошо знали своих односельчан. Некоторых расстреливали и вешали целыми семьями за то, что их члены семьи сражались на фронте.
Старшая дочь Анна (04.01.1921 г.) служила медсестрой в госпитале, а в семье оставались еще три дочери Валя (18.01.1925 г.), Мария (28.01.1928 г.) и Тамара (1931 года).


Нашей прабабушке Маше (Марии Кирилловне Шалаевой (Кролевецкой), 1928 г.р.) тогда было 13 лет. Она была ребенком войны.
Она рассказывала нашей маме, как чуть не погибла от рук фашистов. Однажды полицаи с немецкими солдатами пришли в их избу за продуктами. Немецкий солдат стал требовать у матери молоко, яйца, хлеб. Он стал сгребать со стола последнюю еду, а Маша подбежала и оттолкнула его от стола, со словами: «Нет! У нас ничего нет !». В ту же секунду немец направил на нее дуло автомата и стал ругаться на своем языке. Ксения закрыла собой дочь и стала успокаивать немца: «Бери, что хочешь». А Машу, подтолкнула к окну и шепнула ей : «Беги». Девочка выскочила через окно и бросилась бежать, а фашист открыл огонь ей вслед. Мать не знала: осталась ли жива ее дочь. Только к вечеру следующего дня Маша тихонько вернулась в дом. К счастью, девочка осталась жива, и даже была не ранена, но страх не покидал ее на протяжении долгого времени.
Зимой нечего было есть совсем, ведь оккупанты отбирали все: и скот, и птицу. Мария вспоминала, как немцы с диким восторгом бегали по двору и стреляли из оружия по курам. Не было муки и картошки. Самые смелые селяне делали вылазки на колхозное картофельное поле, где оставалась неубранная мерзлая картошка. Но если полицаи и немцы замечали смельчаков, то стреляли без предупреждения на поражение. Так и погибли некоторые жители села. Весной, когда появлялась свежая крапива, щавель, мама Ксения варила пустую похлебку. И пекла лепешки с лебедой.
Прабабушка не любила вспоминать то тяжелое время. Повзрослев, была очень бережливой хозяйкой. Особенно трепетно относилась к хлебу, никогда не выбрасывала ни крошки. Очень любила ржаной хлеб.


Вторую сестру Валю (Валентину Кирилловну Огурцову (Кролевецкую), 1933 г.р.) могла постичь участь быть угнанной в Германию.
В 1942 году молодежь окрестных сел и деревень немцы согнали в Теткино для отправки на работу в Германию. Дочь Валя, ей было 16 лет, оказалась в их числе. Всех погрузили в «товарняки» и отправили, но по дороге эшелон подорвали партизаны, чтобы спасти своих. Угнанные стали разбегаться, чтобы спастись, но немецкий конвой и полицаи открыли огонь. Многие погибли, но Вале удалось выжить и вернуться домой. Родители ее прятали, потому что полицаи знали о подорванном эшелоне и разыскивали сбежавших. Так продолжалось до окончания оккупации.

Из семьи Кролевецких старшая сестра Анна (Анна Кирилловна Васильева (Кролевецкая), 1921 г.р.) оказалась на фронте.
Аня закончила Рыльское медучилище. Работала в больнице медсестрой. С первых дней войны пошла добровольцем на фронт. Работала медсестрой в госпитале.

Из воспоминаний Анны Кирилловны: «Немецкие летчики разбомбили эшелон с нашими солдатами. Часть солдат погибла, а тех, кто был ранен, мы пытались спасти. В это время немцы продолжали обстрел, и мы под пулями выносили солдат, перевязывали и отправляли в госпиталь в Псковскую область».
Именно в эти трагические дни бабушка Аня получила свое первое ранение. «Помню, как меня везли на подводе под покровом ночи. В госпитале пролежала 10 дней. Меня хотели отправить в тыл, но я отказалась. Решила, что больше пользы принесу на передовой».

Так попала в госпиталь 4 ударной армии Калининского фронта. Работала в очень тяжелых условиях: на себе носила раненных. А раненых было много. Их размещали в домах местных жителей. «Сколько тогда мы жизней спасли – никто не знает". Зимой 41-42 гг. были сильные морозы. "Помню, у холма станции Асташково наша армия выходила из окружения. Раненых отправляли в тыл на «кукурузниках». А немцы обстреливали самолеты". Много раз сопровождала тяжелораненых и Анна Кирилловна. Во время этих полетов она и обморозила руки и ноги. Такие тяжелые ситуации во время войны случались не раз.

Однажды медсестер отправили в расположение другой части. «Пароль мы не знали. Часовой приказал нам лечь на снег. Одна из медсестер, ветеран Халхин - Гола Евгения Зеленина, сказала часовому: «Мы же живые люди, веди нас в штаб, а то мы замерзнем». Нас отправили в сарай до утра, пока не приехал начальник их госпиталя. До сих пор удивляюсь: как я тогда не заболела!

А как было страшно видеть, когда немцы вперед себя гнали детей и старых, как живой щит, на наши окопы. И как маленький мальчик, отломив кусочек хлеба, прятал остальное – маме гостинец. А я, молча, глотала слезы, зная, что его мамы уже нет в живых». Именно тогда Анна Кирилловна решила, что у нее будет много детей.

Так и служила, не думая о себе, спасая людские жизни. Не раз была донором – сдавала кровь для раненых бойцов. И все добро возвращалось ей сторицей: судьба берегла ее от смерти, а людская признательность выражалась в письмах - благодарностях от спасенных.

В 1943 году началось наступление нашей армии. В составе действующей армии Анна освобождала Прибалтику, Украину, Австрию, Венгрию.
«Вена – очень красивый город. Он был не сильно разрушен, а вот Будапешт был в руинах. Однако на улицах музыканты играли вальс на скрипках. Над руинами звучала музыка Штрауса, а у меня текли по щекам слезы», - вспоминает Анна.

Она прошла всю войну: с 22 июня 1941 года по май 1945 года. Война для Анны Кирилловны закончилась под Прагой.

После демобилизации вернулась домой. Но вернуться к мирной жизни после фронтовых будней оказалось достаточно трудно, но Анна справилась. Она решила осуществить свою мечту – стать врачом. Поступила в Киевский мединститут. Но, проучившись два года, обучение пришлось прервать, т.к. на одну стипендию выжить в Киеве в то время было сложно.

Пошла работать в детский санаторий под Киевом, а затем уехала в Западную Украину в город Дубно Ровенской области, где познакомилась со своим будущим мужем Николаем Васильевым, также фронтовиком. После свадьбы жили и работали в Молдавии, затем в России в Курской области, а потом уехали в г. Кременец Тернопольской области (Западная Украина).

Работала старшей медсестрой в стоматологической поликлинике, а ушла на заслуженный отдых в 70 лет. У нее 4 детей, 12 внуков, 18 правнуков.

У прабабушки Ани много наград: Орден Отечественной войны ІІ степени, «Медаль за взятие Вены», «Медаль за взятие Будапешта», "Медаль Жукова», Медаль за Победу над Германией в ВОВ 1941-1945», 2 «ОРДЕНА ЗА МУЖНІСТЬ УКРАЇНИ», юбилейные медали - «20 лет Победы ВОВ», «30 лет Победы ВОВ», «40 лет Победы ВОВ», «50 лет Победы ВОВ», «60 лет Победы ВОВ», «65 лет Победы ВОВ», «Медаль 50 лет Вооруженным силам СССР», «Медаль 60 лет Вооруженным силам СССР», «Медаль 60 лет освобождения Украины от фашистских захватчиков», «Медаль за доблестный труд к 100-летию Ленина», «Медаль Ветеран Труда» , знак «Освобождение Украины 50 лет», знак «Ветеран 4 Ударной Армии».
4 января 2011 года прабабушке Ане исполнилось 90 лет, а 12 марта 2011 года перестало биться ее сердце.

Маша, как и старшая сестра Аня, мечтала стать врачом, но из- за тяжелого материального положения, она поступила не в институт, а в медучилище в г.Дубно, которое закончила с отличием. После окончания учебы Маша стала работать вместе с сестрой Аней в местном госпитале. Там Маша встретила своего будущего мужа Шалаева Геннадия Васильевича.

Наш прадед Геннадий Васильевич Шалаев (28.07.1927 г.р.) был родом из с. Новлянка Силивановского района Владимирской области. Семья Шалаевых: Мать – Анна Николаевна, отец – Василий, и двое сыновей Геннадий (1927г.р.) и Константин (1930 г.р.).

Когда началась война, моему прадеду Гене было 14 лет . Глава семьи Василий ушел на фронт в июне 1941 г. А через год семье пришло известие, что отец без вести пропал. О его судьбе ничего не известно до сих пор.

Косте было 10 лет. А Гена окончил 7 классов и пошел работать на Новлянский крахмало-паточный завод бондарем, потому не хватало рабочих рук. В декабре 1944 года прадеда призвали в ряды РККА. Их активно обучали и готовили к отправке на фронт. Но война закончилась, и он продолжил службу в части (в.ч. 01511), которая располагалась в г. Дубно Ровенской области.
Женился на прабабушке Маше, родилась бабушка Лариса.

В 1952 году прадед окончил школу преподавателей по подготовке водителей. Работал инструктором по подготовке водителей в в/ч. В 1953 году прадеда демобилизовали. Семья жила в Кишиневе (с 1953 по 1955 г.). Дед работал на Дубоссарской ГЭС водителем. Потом с 1955 по 1958 г. жили в Таджикистане в Душанбе. Прадед работал на строительстве ГЭС на реке Вахш. А с 1958 года в с.Любимовка (на сахарном заводе прадед - водителем, прабабушка – в медпункте медсестрой). В 1959 году семья переехала в Железногорск. Прадед работал на МЖК водителем.

Во время войны у Гены, как и у других молодых солдат, была мечта - идти на фронт и дойти до Берлина, пройти по его улицам. Прадед на войну не попал, но в декабре 1965 г. он по направлению военкомата был направлен на работу в воинскую часть под Берлином. Работал водителем автобуса. В том числе возил на экскурсии военнослужащих и их семьи. Побывал сам в Берлине, прошел по его улицам, был на Мемориале павшим советским воинам в Берлине в Трептов – парке. Побывал в г. Дрезден. Так осуществилась его мечта, хоть и спустя 20 лет после окончания войны. После тяжелой болезни прадеда не стало в 1984 году.
Мы перелистываем еще одну страницу.

На следующей фотографии опять бабушка и маленькие мама и тетя Оля. Это наши родственники с Украины - Луцевичи. В центре - наша прабабушка Маруся, мама нашего деда Вовы (он слева на фото). Маруся не была на войне, но знала о ней не понаслышке.

Маруся со своим мужем Михаилом жили тогда в Белоруссии. С первых дней войны Миша ушел в партизанский отряд. Воевал в лесах Белоруссии, был тяжело ранен (лишился правой руки). Он - инвалид Великой Отечественной войны.

Маруся работала в колхозе на молочной ферме. Тяжело приходилось жителям белорусских деревень под немецкой оккупацией. Многие деревни и села постигла участь Хатыни. Но Маруся и Миша выжили.

Когда закончилась война, семья Луцевичей переехала в г.Житомир (Украина). У них было 4 сыновей: Вася (1945 г.р.), Коля (1947 г.р.), Саша (1952 г.р.), Вова (1955 г.р.) - наш дед. Прадед умер в начале 90-х годов, а Маруся - в феврале 2015 года.

Долго мы еще перебирали старые фотографии. Какие же они красивые на этих пожелтевших фото: Маша и Гена, Никита, Аня и Коля! На их молодых красивых лицах - улыбки, но только каждый из них знал, как смог выстоять в то тяжелое время. У каждого - своя судьба, но объединяет их всех то, что они - наша семья!


Лепехов Даниил, 12 лет,
г.Железногорск Курской области








335 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    В «Мо­гу­чую кучку» вхо­ди­ли
    A13
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Дорогова Пелагея Ивановна
Дорогова Пелагея Ивановна
Моя прабабушка Дорогова Пелагея Ивановна участница Великой Отечественной Войны родилась в селе Терса Вольского района 1 февраля 1925 года. Ее отец Дорогов Иван Николаевич , некоторое время работал зоотехником, а затем стал председателем в нескольких
Васильев Борис Александрович
Васильев Борис Александрович
9 мая наша страна отмечает праздник Победы и мне очень хотелось бы рассказать о моём прадедушке, ветеране Великой Отечественной войны. Я его, к сожалению, не совсем хорошо помню. Он умер, когда мне было 2 года, но мама мне много рассказывала о нём.