Любить свою Родину — значит знать её
» Семья победы » Давайте будем помнить

Давайте будем помнить


О моей прабабушке и ее семье в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

В каждой российской семье есть своя история, связанная с Великой Отечественной войной. В нашей семье моя прабабушка – Трегубова Валентина Александровна – является непосредственным свидетелем той поры. Живет она на ст. Гороховец, в д. Великово. В этом году бабушке исполнилось 88 лет.

Когда началась война, она была ребенком, но память сохранила те дни до мельчайших подробностей. Вот только рассказывать о своем далеком и непростом детстве бабушка не любит. Однако, после того как мама рассказала ей о том, что везде, во всех учреждениях, готовятся торжественно встречать 75-летие Великой Победы, потому что современному поколению важно знать правду о той войне, бабушка заплакала и стала вспоминать, как ее семья жила в те тяжелые годы:
«Родилась я в Горьковской области, в Дальнеконстантиновском районе, в деревне Березники. Деревня наша была очень большой. Когда началась война, мне было 9 лет, я была самая старшая в семье. Моя мама Мария воспитывала и растила нас одна: трех дочерей и сына. Нашего папу еще до войны убили. Он был бригадиром в колхозе. В один год колхозники намолотили много зерна – сарай был заполнен целиком, а кругом голод, есть в крестьянских семьях было нечего, тогда отец и решил поделиться зерном с крестьянами, за что его и расстреляли. Отца убили дома, за – хлеб. Так мама осталась одна. Потом случилось еще одно горе. Младшего брата Сашу задавила лошадь. Он лежал дома на кровати, ему было лет пять всего, и говорил: «Вот оклемаюсь и пойду стадо пасти», - а через три дня Саши не стало. Так нас осталось три сестры: я, Нюра и Вера.
В войну мы жили очень тяжело. Немцы бомбили г. Горький часто. На заводах в годы войны там собирали танки, и немцы хотели разбомбить заводы. Летали самолеты со страшным ревом и гулом – мы очень боялись и все время ревели. Услышав самолет, мы убегали и прятались в подполье. А когда были на уроках, учитель Иван Павлович и его жена Мария Степановна как услышат, что начинается бомбежка, так сразу прятали нас в школе. Закрывали двери, и мы ждали, когда закончат бомбить. Наш учитель даже в войну продолжал нас учить, мы писали палочки, крючочки. Однажды бомба упала около школы. Окна в доме забивали досками, стекла вылетали от бомбежки.
Дома мы были почти всегда одни. Наша мама и днем, и ночью работала на погрузке вагонов, там же наравне со взрослыми работали и дети. Грузили вагоны, и эти вагоны уходили на фронт. В вагоны грузили все: и носки, и варежки, которые вязали женщины, и бочки с солеными огурцами и помидорами, все, что можно было отправить на фронт. Страшно даже подумать, что мама 20 лет проработала на погрузке вагонов! Мы очень ждали прихода мамы, она приносила 200 граммов хлеба, и мы его делили и кушали с лепешками из картошки или свеклы. Когда мама работала, к нам приходила няня, молодая девушка, она сидела с нами и плела нам лапти. Игрушек у нас не было. Самые любимые куклы были из кусочков ткани.
Мы любили, когда к нам на погрузку вагонов присылали солдат. Они нас угощали хлебом, сахаром. Это были самые счастливые наши дни, ведь можно было вдоволь покушать.
Всю скотину из нашей деревни отправили на фронт. У нас была лошадь, корова, 5 овец – всех забрали на мясо для фронта. Лошади падали с голоду, скотину кормить тоже было нечем.
Из окрестных деревень всех детей, достигших возраста 10 лет, отправляли работать на фабрики и заводы в г. Горький. Я закончила 4 класса, и меня тоже отправили работать на ткацкую фабрику, где я два или три года проработала на станках вместе со взрослыми.
Очень страшно было, когда немцы были в деревне. Немец людей не жалел, попался –расстреляет. Мы прятались в подполье. Мама закрывала нас тряпками, и мы там сидели в темноте, было очень жутко.
О том, что кончилась война, мы узнали из сообщений по радио. Но по-настоящему она для нас еще не кончилась. После войны наступил страшный голод. В нашу деревню вернулось примерно 15 мужчин, и все были сильно изувечены войной – без рук, без ног.
После войны всех разослали в колхозы работать – жать, молотить, косить.
Несмотря на тяготы войны, мы все выжили: и мама и три сестры. Моя мама Маша прожила почти до 100 лет, несмотря на то, что ей выпала очень тяжелая судьба.И мне уже 88, и я все живу. И сколько буду жить – буду помнить!»
Во время всего рассказа прабабушки мы не проронили ни слова. Нам было больно и обидно за нее, за то, что война отняла у нее и других ребят детство, что было так много печали и мало радости. И в то же время нас охватило чувство гордости за силу, стойкость и мужество наших бабушек и дедушек.
Осипова Марина





585 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    акая из на­зван­ных групп на­се­ле­ния в Рос­сии в на­ча­ле XIX в. яв­ля­лась при­ви­ле­ги­ро­ван­ным со­сло­ви­ем?
    A7
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Военное детство моей прабабушки Коржикова Елизавета Григорьевна
Военное детство моей прабабушки Коржикова Елизавета Григорьевна
У каждого из нас есть своя война – как огромный страшный сон, она складывается в нашем сознании из крохотных кусочков: воспоминаний дедушек и бабушек, многочисленных советских фильмов о войне. Май для меня не просто переход в лето. Это,