Моего прадедушку звали Юртаев Николай Егорович, но, к сожалению, его я знаю только по фотографиям и рассказам бабушки.
Именно благодаря её рассказам я узнал, что мой прадед воевал в пятом отдельном разведывательном дивизионе второго Белорусского фронта. Был телефонистом и шофёром взвода оптической разведки артиллерийского дивизиона, принимал участие в Сталинградской битве и с боями прошёл всю Европу, дойдя до Германии.
Родился прадедушка 30-го марта 1925 года в с. Губашево Ульяновской области. С детства наравне со взрослыми трудился на полях. Летом 1942 призван на фронт. Тогда ему было всего 17 лет. Бабушка говорила мне, что прадед редко рассказывал о войне. Один из них она и рассказала мне.
14 января 1945 в Германии, в районе Цепелин, во время очередной проверки линии связи начался сильный артиллерийский обстрел. Был повреждён участок провода, и прадед бросился его исправлять. Закончив работу, он быстро доложил в штаб о том, что его участок подвергся воздействию артиллерии немцев. Но через полчаса начался второй обстрел, длившийся около десяти минут. Николаю Егоровичу опять пришлось чинить провод, но на этот раз повреждения были уже значительными.
Прадед понял, что немецкие артиллеристы действуют по указаниям корректировщика, засевшего где-то неподалёку, и в следующий раз могут полностью разорвать связь на участке. Он доложил о своих догадках в штаб дивизиона и указал места, удобные, по его мнению, для корректировщиков, предложив послать развед-группу для проверки этих мест. В штабе дали согласие. Николай Егорович даже не успел подойти к проводу, как начался третий обстрел, самый короткий, но очень разрушительный.
В этот раз один из снарядов попал прямо в провод, повредив его без возможности восстановления. Пришлось прадеду тянуть новый провод: связь-то нужна. А через несколько минут разведка доложила о том, что они, поймав и допросив двух фашистских арт-корректировщиков, узнали о расположении вражеских орудий. Оказалось, что они находятся всего в полутора километрах от Николая Егоровича. Когда же группа прибыла к позициям немцев, солдаты увидели целую батарею из САУ «Wespe» (Оса).
Разведчики окружили позицию и забросали САУ гранатами, после чего из штаба прадеду передали, что он может работать спокойно, больше обстрелов не будет. Только работа была закончена, как к Николаю Егоровичу подбежал часовой и повёл его к командиру дивизиона, пообещавшему представить прадедушку к награде за самоотверженность и помощь в уничтожении шести целей противника. Так оно и вышло. За этот случай Николай Егорович получил медаль «За Отвагу». Ведь если бы он не починил провод, то была бы нарушена связь на том участке фронта и сорвана наступательная операция целого полка.
Но у прадеда были и другие награды, такие как: «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За освобождение Праги», Орден Отечественной войны II степени, а также все юбилейные медали уже после войны. Победу Николай Егорович встретил в Германии, а домой вернулся только в 1948 году, потому что три года после войны охранял покой нашей Родины. Я очень горжусь своим прадедушкой! Такие, как он, победили. Такие, как он, дали нам мирную жизнь и мирное небо над головой. Поэтому нужно помнить каждого солдата той войны и чтить их подвиг, стремиться укреплять мир и бороться за него! К сожалению, я не увидел его вживую, он умер 16 августа 1986.