Тема нашей исследовательской работы «Жизнь как подвиг» о героизме советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Мы считаем, что тема войны остается актуальной и в наше время, так как в истории российского государства есть страница, прочитывая которую вновь и вновь невозможно не испытывать ужаса от ее содержания. Да, эта страница из огня и дыма, из горя и надежд, из великой силы борьбы и радости побед.
Со дня, когда над советской землей осветил яркий салют, знаменуя великую долгожданную победу нашего народа над фашистской Германией, минуло уже более 70 лет. Но не стирается то время в памяти людей, а особенно тех, кто ковал победу ценой собственной жизни.
При написании данной работы использовался материал Интернет-сайтов, литературных изданий, воспоминания Кожемякиной Майи Кузьминичны, ветерана войны и труда Ильиной Екатерины Егоровны, их семейные архивы. Материал об участии наших земляков в войне мы собираем довольно давно. Но каждая встреча с ветеранами это новая страничка их жизни.
Актуальность: эта тема актуальна, т.к. история людей, история семей способна рассказать о тех особенностях исторического развития страны, которые, обычно, остаются неизведанными, позволяет разносторонне взглянуть на то или иное историческое событие, а значит лучше разобраться в его причинах и последствиях. Сопоставление фактов истории с судьбами людей позволит взглянуть на события «изнутри», рассмотреть влияние исторических событий на жизнь и судьбы многих людей нашей Родины.
Цель исследования – активизация поисковой и исследовательской деятельности, изучение истории 20 века на примере жизни односельчан, воспитание уважительного отношения к истории малой родины и ее жителей.
Задачи исследования:
1. Выявить влияние исторических событий России XX века на судьбы наших предков.
2. Исследовать судьбу обычных людей в тылу, определив цену, которую им пришлось заплатить за победу.
3. Познакомиться с сохранившимися фотографиями, документами, поработать с семейным архивом.
4. Рассказать о своей работе учащимся школы во время экскурсий в школьный музей.
Объект исследования – жизнь и деятельность Кожемякиной Майи Кузьминичны и Ильиной Екатерины Егоровны в годы Великой Отечественной войны.
Предмет исследования – архивные документы, письма, биография земляков, их трудовая деятельность, воспоминания.
Методы исследования:
- изучение архивного материала;
- встреча с односельчанами;
- переписка с выпускниками школы;
- сбор краеведческого материала;
- личная беседа.
Гипотеза: среди наших односельчан есть люди, совершившие гражданский подвиг в годы Великой Отечественной войны, пережившие зверства фашистов, ковавшие победу над врагом в тылу; мы предполагаем, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у школьников.
План исследования:
1 Вступление.
2. Основная часть. Война ворвалась неожиданно.
А) Жизнь в оккупации.
Б) Напутствие отца.
3. Заключение.
4.Литература.
5.Список иллюстративного материала к исследовательской работе.
↑ Вступление
История – это большое полотно,
а судьбы людские – узелки,
из которых оно соткано.
Каждая неповторима, и вместе с тем она
лишь часть общей судьбы всего народа.
Надежда Мжачих.
Великая Отечественная война – самая страшная война в истории России. Эта война закалила многих, но вместе с тем искалечила судьбы людей, изменила их жизнь, принесла им муки страданий, лишения, горечь и печаль. Все меньше и меньше остается народных героев, наших дорогих ветеранов войны и тружеников тыла. Самым молодым уже почти 90. И каждому из ныне живущих и ушедших в мир иной можно посвятить целую книгу о великом подвиге в годы тяжелых испытаний, выпавших на их долю. Труженики тыла наравне с солдатами на фронте ковали победу. В годы великой битвы многие из них были просто детьми. Не всё они тогда понимали, были просто малы и не имели отношения к событиям жизни села или просто не отложилось все в мельчайших подробностях. Но война стала общей биографией целого поколения военных детей. Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком. Кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушек, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
↑ Война ворвалась неожиданно
А) Жизнь в оккупации.
Война и юность… Война и матери… и вдовы.… Но самое страшное, самое бесчеловечное – это Война и дети. Дети войны…
Семья Майи Кузьминичны Кожемякиной жила на Смоленщине в деревне Бартеново Глинковского района. В 2-х км северо-западнее деревни проходила железнодорожная станция Клоково. Когда объявили о вторжении фашистской Германии на советскую землю, в Смоленске и области началась мобилизация. А уже в конце июня 1941 года шла массированная бомбежка с воздуха немецких самолетов. Под натиском врага Красная Армия отступала. Так семья Майи оказалась в оккупации, которая длилась в течение 3-х лет. Отец Майи Кузьминичны ушел в партизанский отряд. Домой он больше не возвратился. По окончании войны семья получила извещение о смерти.
Время оккупации – время постоянного страха за свою жизнь и жизнь близких тебе людей. Майя хорошо помнит, как часто плакала мама, как закрывала наглухо окна и двери, когда появлялись в деревне немцы.
Часто в первые дни войны над деревней пролетали самолёты, своим гулом заставляя жителей выходить из домов и, пригнув голову, смотреть в небо. Уже потом стало ясно, они бомбили железнодорожную станцию. Иногда бомбы падали недалеко от деревни, тогда все, спасаясь от бомбежки, прятались в окопах, которые сами и рыли.
В течение трёх лет все жили в страхе, холоде и голоде. Чтобы не умереть, дети бегали собирать ягоды, грибы, когда в селе не было немцев, женщины пекли хлеб, варили кашу, из чего придется. Майя чудом выжила, так как была при смерти от истощения. Родственники, у которых уцелела корова, отпоили ее молоком.
Каждый день нахождения в оккупации требовал от взрослых и детей огромного мужества. Однажды в дом пришел друг отца и велел всем укрыться где-нибудь. Фашисты приготовили списки коммунистов и теперь их семьи будут расстреляны. У Майи отец был коммунистом, а значит, и эту семью должны расстрелять вместе со всеми. Но мама не захотела прятаться, так как понимала, что в лесу с малыми детьми она погибнет, а больше идти не куда. По ночам слышен был ее шепот, мама молила Бога, чтобы ей не остаться без детей, а детям без неё. Пусть лучше фашисты расстреляют всех вместе. И семья Майи осталась дома. А ночью на комендатуру был совершён налёт советских самолётов, и её разбомбили, все списки были уничтожены.
После этого фашисты не оставляли деревню в покое. Наведывались часто, иногда по нескольку раз в день. Они избивали ни в чем не повинных людей, выгоняли из дома, заставляя подолгу стоять под солнцем или на морозе, иногда жители неизвестно куда пропадали, все понимали, что живыми они уже не вернутся. Своими действиями гитлеровцы старались сломить волю оставшихся в живых стариков, женщин, детей.
Когда советские войска стали наступать, фашисты еще больше озверели. А в апреле 1943 года изверги сожгли соседнюю деревню Ляхово вместе с жителями. Уже позже Майя Кузминична узнала, что погибло около 400 человек. А одна учительница выскочила в окно из горящего дома, но в огне оставались двое её детей, и она прыгнула назад к ним. Эта холодеющая душу история и сейчас больно отзывается в сердце Майи Кузьминичны, вспоминать ее без слез она не может.
После освобождения Смоленщины Майя переехала в село Луговское, но всегда мечтала о том, что вернется на свою родину, где леса, полные ягод и грибов, где трава, выше ее роста, где волшебное солнце выходит из-за верхушек деревьев. Но война спутала все планы. Умерла мама, погиб отец, возвращаться стало не к кому. Пришлось самой строить свою жизнь. После войны всем было нелегко, выстоять помогло то, что люди поддерживали друг друга, делились последним. Жители небольшой деревни на Смоленщине, находясь в лапах врага, пережив страх и боль, остались живы - это настоящий подвиг.
Во время рассказа у Майи Кузьминичны дрожит голос, на глаза наворачиваются слёзы. Она часто упоминает имя Бога, просит у него мира и
покоя. И также как и её мать дорожит своими детьми и внуками, они у неё на первом месте. Каждый раз, встречаясь с нами, она говорит: «Какое счастье, что вы не видели войны, что живём мы в мирное время. Дорожите им, живите в мире, любви и согласии, помогайте друг другу. Без поддержки наш народ не пережил бы войну».
Б) Напутствие отца
Война! Какое жестокое слово! Почти четыре года длился этот кошмар. Почти четыре года сотни и тысячи людей с ужасом встречали каждый новый день. Сотни и тысячи семей провожали на фронт не только своих дедов, отцов, братьев, сыновей, но и дочерей, сестер, матерей. Сотни и тысячи семей теряли родных и близких людей на фронтах, в концлагерях, в тылу, на оккупированных фашистами землях. Советский человек сознательно шел на любые лишения, чтобы приблизить победу. Великая Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Слаженная работа сельских тружеников, рабочих у станков, медицинских работников в госпиталях и больницах, подрывная деятельность партизан способствовала разгрому врага. Любой подвиг, который совершали труженики тыла, укладывался в простые слова: «Что нужно для фронта, для победы – сделаем!»
Мальчишки и девчонки 40-х…. У них у всех одно прошлое, одна судьба – их горькое военное детство: страдания, потеря родных и близких. А для многих и смерть, ходившая рядом. Такое не забывается. Сколько бы лет не прошло.
Ильиной Екатерине Егоровне не было еще 15 лет, когда началась война. Родом она из Харькова. Отец Егор Кириллович – кадровый военный, охранял в городе важный стратегический объект – военный завод. Здесь же работала и старшая сестра Клава. Жили дружно, хотя девочки рано потеряли маму. Она умерла, когда Кате было только 3 года. Клава собиралась замуж, поэтому в дом часто захаживал ее жених Андрей. Но война внесла коррективы в жизнь этой маленькой дружной семьи.
Когда объявили о начале войны, в городе началась эвакуация. Враг быстро приближался, слышны были взрыва, появились фашистские самолеты. Заводы ударам практически не подвергались — немцы явно стремились сохранить производственную базу Харьковского промышленного района с целью её дальнейшего использования. Поэтому в первую очередь стали эвакуировать заводы. Нередко уже под артиллерийским огнем противника рабочие грузили оставшееся оборудование и с последними эшелонами уже под обстрелом покидали родные места. Катя сутками не видела своих близких, которые занимались эвакуацией оборудования завода. Клава уехала из города вместе с последним эшелоном. Больше о своей сестре Екатерина Егоровна ничего не слышала. Она пропала без вести, видимо погибла вместе с эшелоном.
Однажды во время урока в класс вошел директор и приказал ученикам собирать портфели, так как они будут эвакуированы из города. Куда поедут, с кем никто не знал. Когда все разместились в машинах, Катя со слезами на глазах стала просить завести домой, чтобы взять хотя бы фотографии папы и сестры. Так как дорога шла мимо дома, просьба была выполнена. До сих пор Екатерина Егоровна не понимает, как могли согласиться на ее просьбу, ведь враг стоял уже у стен города.
На железнодорожной станции их пересадили в вагоны, в которых перевозили скот. Так и ехали, свернувшись калачиком на соломе, в неизвестность. В дороге давали стакан молока и краюху хлеба, чтобы не умерли с голоду, от чего еще больше хотелось есть.
Катя оказалась в селе Воскресенка Безымянского района Саратовской области. Одна среди чужих людей. До последних своих дней она будет помнить тетку Матрену, которая помогла выжить, приняв Катю на квартиру. Скорее они помогали друг другу. У тетки Матрены недавно на фронте погиб сын, красавец, славившийся на всю округу своим веселым характером.
Хорошо, что на Катином пути попались добрые отзывчивые люди, которые помогали кто советом, кто принесет кусочек хлеба, кто даст кружку молока.
Устроилась в колхоз на работу. Сначала собирала в поле после уборки колоски, потом посадили на сенокосилку, а уже на другую весну она стала трактористкой. В 16 неполных лет управляла такой огромной машиной. Но и здесь было нелегко, трактора были очень жесткими, с железными колесами, железными сидениями. Во время работы казалось, что оторвутся все внутренние органы от ужасной тряски. Во время холодных дней одежда примерзала к железным сиденьям. От безысходности, от жалости к себе, слезы застилали глаза. Несмотря на это все работали не покладая рук, так как понимали, что хлеб нужен фронту. Всегда хотела кушать и спать. Работу начинали рано утром, а заканчивали, когда становилось совсем темно. А ночью начиналось самое страшное - тоска по отцу, сестре, родном крае.
Однажды почтальон принес письмо. Это был военный треугольник - весточка от отца. А вскоре Егор Кириллович приехал и сам ненадолго. Поговорил с бригадиром, Матреной Степановной, обнял Катю, наказав слушать старших, и уехал на фронт. Еще одно письмо-треугольник получила она в конце 1942 года. Отец писал скупо о себе, о том, что скоро наступит новый год и враг будет разбит, а потом пришла похоронка. Папа погиб на Харьковском направлении. Теперь Катя осталась совсем одна. Верила в победу, надеялась на встречу с сестрой. И всегда проклинала войну. Девочка мечтала стать врачом, но этой мечте не суждено было сбыться.
Всю жизнь согревают Екатерину Егоровну сохранившиеся письма с фронта. Уже 74 года 9 мая она вновь и вновь разворачивает солдатский треугольник и разговаривает со своим отцом, рассказывая, как живёт, о детях, внуках. Ведь это не просто письма – это письма-завещания, письма-наказ дочери, которая подростком осталась одна среди чужих людей.
Вот строки из письма Немыкина Е.К. дочери: «Катя! Наша Красная Армия быстро продвигается на запад, гитлеровская армия будет окончательно разбита.
Катя! Слушай тетку Матрену и нос высоко не подымай.
Ваш отец Немыкин. 23 мая 1942 года»
Сейчас Екатерине Егоровне почти 90 лет. Она уверена, что выполнила наказ своего отца. Выращивала хлеб для фронта, вязала носки, научила тетка Матрена, помогала тем, кому требовалась помощь, воспитала прекрасных детей. И каждый день, каждый час ждала весточку от отца и сестры. А когда появилась передача «Жди меня», писала письма с просьбой найти родных. Но найти их так и не удалось. Своей гибелью они заплатили за Победу.
Ильина Е.Е. награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945гг.», честно трудилась и после войны, у нее много наград, благодарственных писем. Не остается в стороне от общественной работы - встречается со школьниками, участвует в мероприятиях.
Разглядывая пожелтевшие фотографии, перечитывая фронтовые письма, Екатерина Егоровна думает о том, как сложилась бы ее жизнь, не будь той проклятой войны. Она со слезами на глазах смотрит военные кадры и всегда удивляется: «Ну почему не могут договориться и жить в мире». Уж она - то знает, что такое война!
↑ Заключение
Все дальше уходят вглубь истории грозные годы Великой Отечественной войны. Но память о ней жива. Она болью отзывается в наших сердцах. Более двадцати семи миллионов жизней советских людей унесла война. Сотни разрушенных, стертых с лица земли, сожженных дотла городов, сел, деревень. Миллионы вдов, сирот. Искалеченные жизни. Это все - страшные цифры войны! Это цена за наше голубое небо, веселый смех, наше будущее.
Забыть о тех страшных событиях мы не имеем права. Это все равно, что жестоко предать тех, кто добывал для нас мир, беззаботное детство, счастливую мирную жизнь. Кто умирал на той войне с таким достоинством, что смерть становилась началом бессмертия.
Годы Отечественной войны 1941-1945 годов не забудутся никогда. Чем дальше они от нас по времени, тем живей и величественней развернутся они в нашей памяти, и снова сердце в груди будет биться сильно-сильно, снова выступят на глазах слезы. Слезы жалости и гордости. Лишь бы снова не было войны!
Люди, как и деревья, не могут жить без своих корней. Подвиги прадедов – это крылья для нас, внуков и правнуков ветеранов Великой Отечественной войны, источник нашей жизнестойкости.
Память - это сердце народное!
Память – это бессмертие!
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза доказана - среди наших односельчан есть люди, совершившие гражданский подвиг в годы Великой Отечественной войны, пережившие зверства фашистов, ковавшие победу над врагом в тылу, заплатившие за Великую Победу слишком высокую цену. Мы уверены в том, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у школьников.