Пашковская (Демина) Руфина Романовна. «Когда началась война, мне было четыре года.
Из Иркутска к нам в Култук переехала старшая сестра Таисия с сыном Валерой. Она сразу пошла работать в колхоз, в рыболовецкую бригаду, мама была дояркой.
Люди голодали. Колхозники получали за свои трудодни продукты – пшеницу и овес. Мама варила из овса кисель, а из пшеницы - кашу. В то время в каждом дворе были коровы. Молоко, яйцо, мясо нужно было сдать, как налог, но все равно по стакану молока нам с племянником Валерием давала. А еще мама вкусно готовила шириков (бычков).
В колхозе всю зиму рыбачили и в каждую семью давали рыбу. Помню, сестра получила растительное масло, и мама поставила его в комнате на стол. И вот когда все ушли на работу, мы с Валерой остались одни. Видно есть хотелось – взяли мы ложки и залезли на стол. Ложками стали есть масло. Закапали скатерть и, конечно, наелись так, что я масло растительное после этого не ела лет 50.
Помню День Победы – был большой праздник, было тепло, никто в этот день не работал, все ходили по улице и пели. Мне уже было восемь лет, и я закончила первый класс. А потом начались тяжелые трудовые дни. Мы все работали в колхозе. Ходили полоть грядки с морковкой и свеклой. Во время сенокоса помогали ворошить сено, а когда ставили стога (зароды) всех малышей садили на лошадей и возили мы сено на волокушах. Нас за это кормили обедом…»