Мой прадедушка – Казаков Иван Ильич – простой русский солдат.
Казаков Иван Ильич родился 17 октября 1907 г. Его семья жила очень бедно. Иван 3 года проучился в церковно - приходской школе, которая стояла на берегу реки Мокши. Затем пришлось кормить семью.
Работал он в колхозе «Светлый путь». Так как он еще был мал ему доверили только пасти стадо телят, а когда подрос – стадо коров. Так и прошло его детство с животными, эту любовь он сохранил на всю жизнь. У него всегда было большое хозяйство: корова, телята, овцы, кошки и собаки, которых во время сильных морозов он заводил в заднюю избу, где ягнята прыгали и играли. В 1932 году встретил Онину Марию и женился. Жили они дружно, в 1934 году родилась дочь Шура, в 1936 - сын Николай (мой дедушка).
В 1941 году ушел воевать на войну. Война – это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн, перенесенных до сих пор человечеством. И живы еще те люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину.
Воевал мой прадедушка в мордовской 326-й стрелковой дивизии. 326-я Рославльская Краснознаменная стрелковая дивизия участвовала в разгроме немецко-фашистских войск под Москвой, в районе Ржева и Рославля, Ленинграда и Пскова, освобождала Советскую Эстонию, громила врага в Восточной Пруссии, закончила свой путь в Германии на Эльбе. Посетив музей я увидела книгу о дивизии и ее боевой путь. Может где – то промелькнет мой прадедушка на старых фотографиях этого альбома.
Оборонительные бои в феврале-марте 1942 года на рубеже Крюково - ст. Борец - Быково - Салово - Казачеевка - Дегонка - Митинка - Выползово, Вежи - Брянский – Хлебосолово. Здесь находился немецкий аэродром Шайковка, за который дивизия вела бои в январе, но взять его не сумела. Немецкие командование обеспокоенное защитой важного объекта в феврале-марте 1942 года перебросило сюда резервы и повело наступление на гарнизоны 326-й стрелковой дивизии в этих деревнях.
Именно в феврале мой прадедушка Казаков Иван Ильич пропал без вести. Я нашла документ из архива сайта «Мемориал». 326-я стрелковая дивизия стояла насмерть в прямом смысле этого слова, и многие уроженцы Мордовии, выполняя приказ № 227, ни отошли ни шагу назад и для многих родных и близких этих бойцов и командиров стали последним напоминанием о них строчка в похоронном извещении «Ваш муж, отец, брат .................... погиб в бою у …». Такой документ пришел и в семью Казаковых. Такое извещение и пришло прабабушке Казаковой Марии Степановне. Его долго оплакивала жена, но, несмотря на все тяготы, жизнь продолжалась. Но он попал под бомбежку, его завалило землей, он был контужен, ранен и стал после этого заикаться. Он был найден немцами и взят в плен. В плену он был не один.
Из воспоминаний: «Выстроили всех привезенных на плацу, раздели донага, облили из шлангов холодной водой, дали полосатую робу и порядковый номер, хуже всего было евреям. Их расстреляли сразу. Женщинам обрезали волосы. А каждое утро – работа, тяжелая, до одышки: таскали в руках огромные камни, откалывая их кирками, грузили на тачки и везли к вагонеткам. И так с рассвета до заката. На завтрак и ужин – кофейная гуща и маленький кусок черствого хлеба. Обессиленные погибали – их расстреливали сразу. А еще пытки, пытки. Мыслей о побеге даже и не возникало. Всякая попытка бегства влекла за собой немедленный расстрел. Да и куда бежать? Кругом колючая проволока под током, да и за проволокой враги».
Уже в начале 1943 их фашисты хотели срочно перебросить в другой лагерь, уже в Германию, но не успели, прадедушку приметил поляк и взял себе. Каждый бедолага считал за счастье, попасть к польскому помещику, нуждающемуся в рабочей силе, который на подводах приезжал за крепкими пленными узниками. Только у него можно было поесть каши и овощей. Но и у помещика было очень тяжело, работал при скотном дворе, где приходилось жить и есть вместе с домашними животными. Он много раз пытался бежать, но его ловил и жестоко избивал хозяин.
В середине марта 1944 года подошли русские войска и освободили выживших пленных, и ещё много русских солдат, которых считали пропавшими без вести. Как долго все ждали этот день, каждую ночь снился родной дом. Потом прадедушку отправили в госпиталь, где ему вылечили больную руку, но и заикание от того страшного боя осталось на всю жизнь. После госпиталя он снова встал в строй. Вернулся домой он в далёком 1946 году. Его ещё долго допрашивали как военнопленного, даже 2 месяца находился под арестом.
По словам старшей дочери, отец очень часто плакал, вспоминая те дни, когда его раненного оставили на поле боя свои, хотя жизнь в нём ещё теплилась, только он не смог не произнести не слова из-за контузии, а только «ти-ти-пы-пы». Мой прадедушка был награжден медалями и в 1985 году Орденом Отечественной войны I степени. Документ из архива сайта «Мемориал». Прожил прадедушка долгую, трудную, но счастливую жизнь длиною в 90 лет. Умер 25 декабря 1997года.
В результате изучения материалов у меня с родственниками установилась более тесная связь во взаимоотношениях.
Моя родословная пока небольшая, но очень Я собрала материал о людях, которых нет с нами. В дальнейшем продолжу работу по своим родным. Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать. Я накопила определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.