Мои родители, Кравченко Иван Савельевич и Кравченко Вера Михайловна, прожили трудную, насыщенную значительными событиями жизнь. И хотя их уже нет в живых, они живы в наших сердцах и памяти. Невзгоды, выпавшие на их долю, не озлобили их души. Честь и совесть всегда были основой и мерилом всей их жизни.
Судьба моих родителей необычна для сегодняшних дней, но в военные годы похожих судеб было, наверное, очень много. Они познакомились в Польше в 1950 году, в Азов вернулись в марте 1951 года и прожили вместе 50 лет.
У каждого из них до встречи была своя жизненная история. Мой отец, Кравченко Иван Савельевич, родился 23 января 1924 года в селе Екатериновка Лозовского района Харьковской области в семье колхозников.
Кроме него, в семье было еще три сестры. До войны жизнь шла своим чередом: в 1932 году пошел в школу, после окончания восьми классов поступил учиться в ФЗУ по специальности токарь. По профессии успел поработать до июля 1941 года. С сентября 1941 года работал на оборонных сооружениях в Харьковской области. Едва исполнилось 18 лет, как его призвали на службу в действующую армию. С февраля по май 1942 года участвовал в боях в составе 973 стрелкового полка и 124 стрелковой дивизии. В мае 1942 года, находясь в Харьковской группировке, тяжело раненый, попал в плен. До октября 1942 года находился в Кировограде, а с ноября – в немецком лагере Лансдорф.
В феврале 1943 года ему с группой товарищей удалось бежать из плена, но их задержали уже на территории Чехословакии и доставили в штрафной лагерь города Заган, где они находились до января 1945 года. В январе были переведены в Западную Германию, где пробыли до освобождения союзными войсками в апреле 1945 года.
В октябре 1945 года отца снова призвали в армию, где он прослужил в различных частях батальона авиации до января 1951 года. В январе 1951 года был уволен в запас в звании сержанта. Был награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги» и орденом «Отечественной войны» II степени.
Моя мама, Кравченко (Волошина) Вера Михайловна, родилась в Азове 24 сентября 1926 года. В семье было четверо детей. В самом начале войны отца, Волошина Михаила Фомича, сразу призвали в армию. Вскоре пришло известие, что он пропал без вести.
До сих пор о нем ничего неизвестно 28 июля 1942 года фашисты захватили Азов. В бывшей Городской Управе немцы разместили свою комендатуру, а сами разместились в домах жителей. Немцы заняли полностью дом, где жила мама, а моя бабушка с детьми жили в землянке. В то время около 600 человек были расстреляны, более 5000 угнаны в Германию и оккупированные страны. В списках детей и подростков, подлежащих вывозу в Германию, оказалась и моя мама.
Тот день, когда она прощалась со своими родными, с Родиной, она будет помнить всю жизнь. Их везли в вагонах для скота до самой Германии, а там уже распределяли на различные работы. Мама считала, что ей еще «повезло», что попала работать на фабрику, а жили еще с двумя азовчанками в немецкой семье. И так до тех пор, пока их не освободили войска союзников в мае 1945 года.
Потом мама осталась работать вольнонаемной в военной части на территории Польши, чтобы хоть как-то помочь своей семье выжить в послевоенные голодные годы. Мама высылала посылки с продуктами, приезжала домой повидать своих родных. А потом познакомилась со своим будущим мужем, моим отцом.
Вернувшись в Азов, они сразу поженились, потом у них родилась первая дочь, моя старшая сестра. Папа поступил работать на Азовскую судоверфь, где проработал более 40 лет. Сначала работал токарем, потом нормировщиком механосборочного цеха, а после заочной учебы в Москве в экономическом институте почти 20 лет был начальником отдела труда и заработной платы. Мама более 40 лет трудилась в азовском общепите поваром, была отличным профессионалом в своем деле.
Мои родители сохранили свои чувства до самой старости. Мама пережила отца на 5 лет и очень тосковала без него. Нелегкую жизнь прожили мои родители, оставив после себя не только плоды созидательного труда, но еще и детей, внуков и правнуков.
Светлая им память.
Людмила Отарова (Кравченко)