Я сталинградка-волгоградка, потому что всю жизнь прожила в Сталинграде - Волгограде, в Красноармейском районе, и очень люблю свой город и горжусь им!
Перед началом Сталинградской битвы я окончила 2й класс школы №55, мне было 9 лет. Отец мой умер до воны, а мама работала швеей в швейной мастерской, где шили плащ-накидки и ватные фуфайки для солдат. Работали по две смены, во время бомбежек прятались в подвал, потом снова работали допоздна. Мама награждена медалью "За доблестный труд в ВОВ".
Я находилась у бабушки. Когда фронт был совсем рядом, мы с мамой переехали к дедушке с бабушкой. Сюда же переехала мамина сестра с сыном (ему было 5 лет). Итак, нас стало шестеро. Мы стали жить на Подгорной улице, а в нашем старом доме разместился военный госпиталь.
Мы жили на окраине района, здесь были в основном небольшие одноэтажные дома с огородами. В 30-ти метрах от нашего дома проходила противотанковая линия из колес железнодорожных вагонов. Все эти заграждения сооружали и рыли глубокие рвы местные жители, в основном женщины и подростки, многие из них были нашими соседями.
А еще южнее, через 5-7 км, была линия фронта, откуда день и ночь слышалась канонада. В нашем районе фашистов не было. Ожесточенные бои были в центральных районах. Однако и нам досталось пережить ужасы этой проклятой войны.
Ужасные бомбежки были ежедневно по несколько раз. В каждом дворе было вырыто бомбоубежище, где мы прятались от бомб и снарядов. У нас это убежище было глубоким и широким. Внутри на потолке висел большой керосиновый фонарь, на полу настелили сено, потом перины, одеяла, подушки. Здесь мы дневали и ночевали.
На всю жизнь запомнился вой и визг немецких бомб, когда они взрывались, земля вздрагивала, и наш фонарь раскачивался из стороны в сторону. Во время бомбежек нам, детям, на головы привязывали маленькие подушечки и ставили к земляной стене, чтобы нас не завалило, если крыша убежища обрушится. Но когда летела со страшным визгом бомба, дети пугались и прятались под одеялами. А нас вытаскивали из-под них и снова ставили к стене пока не кончалась бомбежка. Во время затишья мы видели разрушенные и горящие дома, огромные воронки от бомб.
Один раз у наших знакомых во время бомбежки обрушилась крыша убежища и они еле-еле спаслись и прибежали к нам (их было - 2 женщины и мальчик 5 лет). Так нас стало 9 человек. Бабушка нас научила молиться, и мы молились.
Однажды ночью нас, детей, разбудили, одели на нас что можно (на меня одели 3 платья и пальто), уложили все необходимое на ручную тележку и пешком пошли к Волге (на Татьянку). Говорили, что немцы в листовках обещали весь город сжечь.
В нашем убежище оставили нашего поросенка. Налили ему в корыто воды, нарезали тыкв, свеклы, потушили фонарь, и вот наш Борька остался один в темном убежище. Даже входную дверь, обитую железом, засыпали землей, чтобы не загорелась.
Везти тележку со скарбом было трудно, т.к. колеса врезались глубоко в песок. И тогда моя тетя сказала, что лучше ехать по обочине, там земля потверже. Но тут же из темноты появился солдат и сказал: -" В сторону от дороги ни шагу, там все заминировано".
К утру мы добрались до Татьянки. А там на берегу собрался почти весь Красноармейск (в основном старики, женщины и дети). Мы соорудили себе новое убежище и стали ждать "конца света". Но бомбежки стали реже и мы через 2 недели вернулись домой.
Осенью начались дожди, похолодало. Т.к. в нашем доме разместился военный штаб, мы жили в небольшой летней кухне во дворе. Там была печка, на ней мы варили еду и грелись. В этой кухне нас проживало 6 человек, а на земляном полу спали еще 3-4 солдата.
Однажды наши зенитки сбили немецкий транспортный самолет, но он не взорвался, а опустился на окраине. Один наш солдат побежал к самолету посмотреть. А в подбитом самолете были продукты. Жители быстро растащили все, что там было. И наш солдат принес что-то в мешке и отдал бабушке. Там оказался черный душистый перец-горошек (а мы думали, что это горох).
Как только бои в городе закончились, всех жителей пригласили на митинг в центр города, посвященный окончательному разгрому немцев в Сталинграде 2 февраля 1943 года, и пленению генерал-фельдмаршала Паулюса.
В феврале 1943 года начались школьные занятия, сначала у учительницы дома, а потом в наспех приготовленных школах. В школе было темно и холодно, окна забиты досками, стекла были где-то наверху окна, печи топили дровами, в одной комнате занимались по два класса, освещение было керосиновой лампой, на занятиях сидели в пальто, писали кто ручкой, кто карандашом на газетах, учебников было мало. Жили очень трудно, плохо одевались, всегда хотелось кушать.
В школе ученикам давали по кусочку хлеба и по чайной ложечке сахара. Но мы упорно учились!!! Вся страна и особенно наш город Сталинград был в руинах. Если во время Сталинградской битвы был лозунг - "Отстоим тебя Сталинград!", то теперь "Отстроим тебя Сталинград!" И отстроили!
В восстановлении города участвовали все - и школьники, и студенты, и рабочие, и колхозники. Собирали металлолом, ремонтировали школы, дома, строили новые бараки для жилья (потому что многие жили в землянках) и т.д.
Росло и крепло Черкасовское движение - каждый человек по мере сил должен был безвозмездно отработать по уборке завалов, кирпичей, осыпавшейся штукатурки. И мы с этим справились!
Когда отменили продовольственные карточки, в магазинах были огромные очереди. И чтобы купить хлеб надо занять очередь с вечера и дежурить всю ночь на улице, чтобы не проспать свою очередь, а ночью и рано утром пересчитывались, и кого не засчитали, тот терял свой номер и оставался без хлеба. Поэтому ночевали около магазина всей семьей на улице. Уроки делать было некогда. И однажды почти весь класс получил двойки. Но когда узнали, что почти весь класс ночевал около магазина, нас простили и двойки отменили.
Рядом с нашей школой был госпиталь для раненых, мы навещали их, пели им патриотические песни, читали стихи, давали концерты и даже спектакли. В школе тоже устраивали праздничные вечера с концертами и спектаклями.
В кинотеатре "Культармеец" смотрели много трофейных фильмов. Рядом со школой была библиотека, где мы буквально паслись, много читали.
Но были и печали. После Сталинградской битвы и даже после окончания войны на горе мальчишки находили мины и снаряды, пытались их вскрыть, получался взрыв, и почти каждый год кто-нибудь погибал от этого. До сих пор в Сталинградской земле находят то бомбы, то мины, то снаряды.
Вот так мы жили после Победы! Жили трудно, голодно, но не унывали, ходили на демонстрации по праздникам, пели песни, танцевали. Закончили 10 классов, потом институты - стали учителями, врачами, инженерами.
А город наш Красавец как вырос и вширь и ввысь - многоэтажные дома, парки, Дома Культуры, школы, новые заводы и фабрики, Мамаев Курган, планетарий, канал Волга-Дон, Волжская ГЭС, много скверов и садов и многое-многое другое! Теперь Вам, молодежь,
все это сохранить и приумножить!!!
Любящая Вас Елена Константиновна Анненкова 1933 г.р..
"Дети военного Сталинграда"