Ад в лесной долине.
«Если мы прорвем окружение - жить будем долго. Если погибнем - Родина нас не забудет и запишет наши имена золотыми буквами в историю Великой Отечественной Войны».
Нам никогда не понять того, что пережили те, кто воевал…
Мы не знаем, что такое голод и вой пуль над головой. Великая Отечественная война против немецкого фашизма - целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Она забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни поселков и городов.
Мой рассказ о простом русском солдате, пережившем и испытавшем тот ужас, который выпал на долю советского народа.
Мой прадед, Семенов Григорий Григорьевич, был призван в первый месяц войны 28 июня 1941года Златоустовский РВК. А в июне 1942г. попал в немецкий плен. Эта последняя битва связана с пленением и трагедией в лесном бору (сопоставив события, можно предположить –это происходило на Волховском Фронте), которая закончилась поражением нашей армией. О том военном времени он не любил вспоминать, лишь изредка, когда собирались со своими боевыми товарищами на 9 мая, можно было услышать эти жуткие истории. А мне их рассказал мой дед.
«Воевать приходилось в болотистом, густом лесу. Кругом сыро, окопы особо не выроешь. Люди не мылись кто полгода, кто больше. Спать приходилось на самодельных подстилах из бревен, а порой и на сырой земле. Люди умирали от голода и болезней, от грязи разводились вши. Жгли костры, а это вызывало причины для обстрела, даже невозможно было сварить себе обед. Как-то поставили варить кашу, но тут начался обстрел, и ничего не оставалось делать, как хватать котелок и бежать, потом на ходу доедали сырую крупу. Воду приходилось пить прямо из болота, не кипяченую. Ели все: и молодую крапиву, и заячью капусту. Сухарей иногда выдавали по несколько граммов, которые делились поровну.»
Так как мой прадед служил в кавалерийском полку, им с едой повезло больше, чем другим. «Выдохшихся лошадей, которые не могли идти, сразу же съедали (вместе с потрохами). А оружие и пушки приходилось нести на себе. Вокруг разграбленные, разрушенные деревни. Местные жители скитаются тут же с солдатами, идти некуда, кругом немцы. Вначале войны оружия практически не было. Патроны выдавались поштучно. Винтовка была одна на троих. Остальные – кто со штыком, кто с ножом, кто с саперной лопаткой. Сбрасываемые с самолетов грузы с оружием и продовольствием частенько доставались немцам. Немецкие подразделения продолжали наступать . Подкрепления не было, оружия тоже. Был отдан приказ своим войскам выходить из окружения, кто как сумеет. Многие из выживших в окружении, держались до конца, никто не хотел сдаваться. Считали лучше умереть, что и зачастую происходило. В плен попадали в основном бойцы, совершенно обессиленные, измученные люди, нередко раненые, контуженные, в полубессознательном состоянии».
В немецком лагере мой прадед находился с июня 1942 по февраль 1943г., где пленные работали, рыли траншеи. Ему и еще нескольким солдатам удалось сбежать, благодаря его командиру, который был родом из Уфы. После были скитания, затем партизанский отряд .
Вернувшись домой, мой прадед со свой семьей пешком переехали в Усть- Катав. В то время Усть-Катавский вагоностроительный завод расширялся и всем, кто переезжал и устраивался на завод, выдавали бесплатное жилье.
Слушая рассказы деда о своем отце, я горжусь с каким упорством и выносливостью сражались наши солдаты. Мы должны гордиться теми, кто с таким упорством, выносливостью и верой сражались за нашу Родину, помнить и чтить память наших предков!
Шагалин Алексей, 5 класс
МАОУ СОШ № 7 им.Героя России
А.Р.Курбангалеева
г.Усть-Катав