14 век Средневековой Руси это возвышение Москвы среди других княжеств и формирование Московского царства. Русские земли объединяются вокруг Москвы, а после победы князя Дмитрия Донского на Куликовом поле в 1380 году этот процесс значительно ускорился. Золотоордынское иго далось Московскому государству дорогой ценой, и не только в плане культурных потерь. Вековое иго наложило свой отпечаток на систему власти, привнесло в него элементы восточной деспотии. Ослабевшие и полуразрушенные города утратили прежние городские вольности, получив взамен них методы управления традиционные для Орды. Страна, которая оставалась христианской, вынуждена была мириться с традициями азиатских кочевников, которые с 14 века приняли ислам. По словам А.С.Пушкина татарское иго – это не иго мавров или арабов, оно ни принесло русским алгебры и не дало им нового Аристотеля. Век 14 – это возрождение русской культуры, и этому возрождению способствовало освобождение от Ордынского Ига.
Главным постулатом новой культуры, которое более всего отразилось в искусстве – помочь человеку осознать ценность человеческого существования. Это было особенно важно после перенесенных унижений и борьбы за освобождение. Многие культурологи называют этот период развития русской культуры в 14 веке Предвозрождением, которое не переросло в Возрождение. В средневековой Руси для этого не хватило необходимых условий, тем более что она, в отличие от Европы, не отшатнулась от церкви и не отказалась от духовных ценностей, которые в этот период борьбы за независимость и свободу, формирования государственности, были синонимом христианской духовности.
Образование единого государства с централизованной властью было закономерной гордостью наших предков, и они стремились запечатлеть ее в зодчестве, литературе, живописи. Русское зодчество в этот период напрямую зависит от княжеской власти – его пожеланий, возможностей, и, прежде всего, финансовых. Только богатые и сильные князья могли позволить себе возводить каменные укрепления и храмы. Здесь, конечно, главенствовала Москва. К концу 14 века Москва насчитывала уже тысячи домов. Среди них выделялись величием и добротностью хоромы великого князя, бояр и высшего духовенства. Некоторые из них располагались в Кремле, другие рядом с резиденцией князя и в подмосковных селах. Строилась Москва по радиально-кольцевому принципу, в соответствии с традицией средневековых русских городов.
Возрождаются старые летописные своды, появляются новые жития святых, а также совершенно новое явление для Руси – публицистическая литература и беллетристика. Литературным памятником победы на Куликовском поле являются летописные повести “Задонщина” и “Сказание о Мамаевом побоище”. Русский фольклор представленный былинами о Владимире Красное Солнышко, древнерусских богатырях, пословицами, сказками. Дополнился историческими песнями о борьбе с татарским нашествием. До наших дней дошло сказание о рязанском богатыре Евпатии Коловрате и о битве на реке Калка. 14 век это и время расцвета русской живописи. Помимо византийских художников, которых много приезжает в Москву, создается своя собственная школа. Начиная с иконы “Борис и Глеб”, написанной в московской мастерской, можно с полной уверенностью говорить о зарождении московской школы живописи. Представителем истинно русской иконописи был художник-иконописец Феофан Грек. Сам родом из Византии, он прославился именно как русский мастер иконописи. Первые его работы – фрески в храме Великого Новгорода Спаса Преображения. Эти фрески сохранились частично до наших дней. Вместе с еще одним известнейшим русским иконописцем Андреем Рублевым он расписывал Благовещенский собор Московского кремля. Из-под его кисти вышла почитаемая православными икона “Донская Богоматерь”.