Любить свою Родину — значит знать её
» События xiv-xvi в.в. » Церковный раскол

Церковный раскол


            Церковный раскол    Прошло три с половиной века с тех пор, как в русской православной церкви произошел раскол. Но до сих пор нет единого мнения – оправдана ли церковная реформа именно в тот период, середину 17 века? Была ли она столь необходима Российскому государству и русскому народу, и стоила ли того количества человеческих жизней? Сложная и деликатная тема, по-прежнему болезненная для православной части русского народа.

 

Соглашение между Византией и Римом

 

       Необходимо обратиться к событиям мировой истории, чтобы иметь возможность понять некоторые спорные до сих пор моменты истории собственной страны и своего народа. Русь приняла православное христианство от Византии и считала себя ее духовной дочерью вплоть до 15 века, пока византийская церковь не объединилась с римской католической церковью, чтобы избежать гибели от турецких полчищ. Идея объединения принадлежит греческому императору, который согласился на большие уступки главе католической церкви – Папе Римскому. В 1439 году была подписана Флорентийская уния, которую были обязаны соблюдать все православные церкви. Московский митрополит Исидор, по происхождению грек, так же подписал это соглашение. Москва восприняла поступок митрополита как предательство по отношению к истинному православию. Исидор был смещен, а вместо него Собор иерархов выбрал русского митрополита. С 1453 года Византийская империя перестала существовать полностью порабощенная османами. В этом русские православные люди увидели наказующий перст божий за отступничество от истинной веры.

Последствия Флорентийской унии 15 века для Московской Руси

 

       Поэтому к середине 17 века в русском православном мире утвердилось представление о том, что только Русская православная церковь осталась единственной преемницей и хранительницей истинного, подлинного благочестия и веры. К этому времени Москва присваивает себе эпитет – третий Рим. Православному люду на московских площадях разъясняли, как первый христианский Рим пал, увлеченный папской ересью. Константинополь, взявший на себя обязанности по сохранению истинной христианской веры, предал православие, перейдя под власть папы, и оказался плененный турками. Поэтому, теперь Москва является защитницей истинной православной веры.

 

Краеугольный камень церковных разногласий

 

      Церковный ритуал любой религии состоит из множества обрядов, которые остаются неизменными. Традиционно Русская православная церковь в своей повседневной практике опиралась на древнюю культуру беспрекословного подчинения богословским книгам и исключала даже малейший научный подход к вопросам веры. Наиболее актуальными были два вопроса по поводу церковных обрядов. Вопрос первый – сколько раз нужно произносить слово “аллилуйя” по окончании молитвы – два или три? Вопрос второй – о “посолонном хождение”, или как должны совершать обход храма верующие во время основных церковных праздников - по движению солнца или, наоборот. В 16 веке Стоглавый церковный собор закрепил церковный обряд с двойной аллилуею, двуперстным крёстным знамением и хождением «посолонь», и некоторые другие церковные традиции, присущие русскому православию со времен крещения в христианской вере. Церковная служба проводилась по переводам с греческих книг. Уже в 16 веке стали обращать внимание на множество расхождений, а порой и противоречий в церковных книгах, которые возникали из-за неточности переводов или плохого знания как греческого, так и русского языков. Стоглавый собор принял решение сверить действующие церковные книги и привести их к правильному единообразию, что оказалось очень сложно осуществить на практике.

      Наступившие Смутные времена отодвинули религиозные споры и разногласия почти на целый век. Первый царь из новой русской династии Романовых, Михаил Федорович, был глубоко религиозным человеком. Поэтому, национальная идея, которая помогла бы сплотить русский народ, виделась ему только в ревностном соблюдении православия. Настоящими учеными этой эпохи признавались исправители и составители священных книг. Целью подтвердить несоответствие церковных книг с подлинными изданиями греческой церкви, была экспедиция Арсения Суханова, которого царь отправил на восток. Результаты этой экспедиции и привели к церковному расколу русской православной церкви в середине 16 века.





12027 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из вос­по­ми­на­ний П. И. Ан­нен­ко­вой и ука­жи­те, как на­зы­ва­лись пред­ста­ви­те­ли об­ще­ствен­но­го дви­же­ния XIX в., о женах ко­то­рых го­во­рит­ся в от­рыв­ке. «Из наших дам в Пет­ров­ском за­во­де я более всех помню кня­гинь Вол­кон­скую и Тру­бец­кую… От ма­те­ри я часто слы­ша­ла, как много вы­стра­да­ли две эти силь­ные, пре­дан­ные жен­щи­ны, по­сле­до­вав­шие пер­вы­ми за му­жья­ми в Си­бирь».
    A9
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Церковный раскол и реформы патриарха Никона
Церковный раскол и реформы патриарха Никона
Падение некогда могущественной византийской империи, превращение ее столицы Константинополя из столпа христианской православной церкви в центр враждебной ей религии, привело к тому, что у русской православной церкви появился реальный шанс возглавить
Цикл передач:
Цикл передач: "Час истины" - Нестяжатели и иосифляне
Диалог историков Сергея Перевезенцева и Максима Емельянова-Лукьянчикова посвящена проблеме выбора путей развития православной церки . Два различных мнения опредназначении церкви сложилось в начале шестнадцатого века, и тема эта актуальна до сих пор.