Генеральное сражение, переломившее ход Северной войны, войны между Россией и Швецией (1700-1721 гг.), получившее в истории название Полтавской битвы, произошло утром двадцать седьмого июня (восьмого июля) 1709 года, неподалеку от малороссийского города Полтавы. Двадцать седьмого июня Петр Первый на военном совете принял решение дать бой шведам. И уже в начале июля основные силы российской армии (сорок две тысячи человек, семьдесят два орудия) переправились на правый берег Воркслы. Армия разместилась неподалеку от деревни Яковцы, что всего в пяти верстах севернее от Полтавы, в хорошо укрепленном лагере. Поле, находящееся перед лагерем, было около двух с половиной километров шириной, очень кстати прикрытое с обоих флангов густыми зарослями и лесом, и было надежно укреплено системой полевых сооружений: четыре четырехугольных редута, расположенные перпендикулярно шести фронтальным. Находились редуты друг от друга на расстоянии выстрела, и это обеспечивало им тактическое взаимодействие. В редутах были размещены два батальона гренадеров и солдат, а уже за ними находились семнадцать кавалерийских полков, командование которыми было поручено близкому другу детства Петра Великого – князю Меншикову.
Петр замыслил изнурить врага на передовой линии редутов, а затем разбить окончательно в бою на открытом поле. Десятого июля ровно в два часа ночи шведская армия четырьмя колоннами пехотинцев и шестью колоннами конницы, общей численностью около двадцати тысяч человек, имея четыре орудия, под началом фельдмаршала К. Реншильда, выступили к русским позициям. Двадцать восемь орудий, правда, без боеприпасов и войско, состоящее из десяти тысяч запорожских и украинских казаков, были оставлены в резерве для охраны коммуникаций под самой Полтавой. Вначале войска сражались за контроль над передовыми позициями. К трем часам ночи шведская и российская конница схлестнулись в упорном бою у редутов. В течение двух часов шведская конница была повержена, но за ней следовали пехотинцы, которым удалось овладеть первыми рядами русских редутов. Русская конница начала отступать. В начале шестого шведы, теснившие конницу, угодили под перекрестный пушечный и ружейный огонь из укрепленного лагеря русских. Шведы понесли огромные потери, и, запаниковав, начали отступать к лесу. Шведские колонны, сражавшиеся на правом фланге под командованием двух генералов: Шлиппенбаха и Росса, которые оказались отрезанными от своих основных сил в результате боя за редуты, были разгромлены конницей Меншикова в лесу. Шлиппенбах был пленен.
Однако решающий бой произошел утром. Генералу-фельдмаршалу Шереметьеву было поручено общее командование всеми войсками, а командование пехотинцами Петр Первый взял на себя. И вот вся армия была построена в две линии впереди лагеря. В центре были размещены пехотинцы, с флангов – конницы генералов Шереметьева и Боура, а артиллерией, которую расположили в первом ряду пехоты, командовал генерал Брюс. Резервные девять батальонов были оставлены в лагере. А часть пехотинцев и конницы царь приказал отрядить в Полтаву, дабы отрезать шведам пути к отступлению и не дать им взять крепость. В линейном порядке напротив русской армии построилось и шведское войско. В девять часов утра шведы начали трубить наступление. Их встретил мощный и сокрушительный удар русской артиллерии, но шведы, тем не менее, ринулись в штыковую атаку. В рукопашном бою, противнику удалось потеснить русских, но Петр, решив лично возглавить атаку, отбросил их на исходные позиции. В итоге, случилось практически невероятное: в одиннадцатом часу шведы обратились в бегство, шестнадцать тысяч попали в плен, а король Карл Двенадцатый вместе со своим союзником Иваном Мазепой бежали в Османскую империю. Несомненно, что именно Полтавская битва переломила исход Северной войны, предопределив победу России и невероятно подняв престиж молодого государства на международной политической арене.