Любить свою Родину — значит знать её
» События XVIII-XIX » Внутренняя политика Александра I

Внутренняя политика Александра I



  Внутренняя политика Александра IУже в день восшествия на престол молодой император объявил, что управлять государством он намерен согласно тем принципам, которые воспитала в нем покойная бабушка, Екатерина Великая. И в официальных бумагах, и в частных беседах он постоянно подчеркивал, что собирается заменить личный произвол во всех сферах государственной жизни на строгую законность, поскольку главным недостатком государственного порядка в империи считал самоуправство тех, кто находится у власти.
    

Исходя из этих намерений, с самого начала правления Александр взял курс на либеральные реформы и разработку фундаментальных законов. Буквально в течение месяца царствования он разрешил всем, кого уволил его отец, вернуться на службу, снял запрет на ввоз многих товаров, в том числе тех, которые были запрещены жесткой цензурой – нот и книг, а также снова ввел дворянские выборы.

 

Реформа органов управления    

С самого начала молодой император был окружен группой товарищей, которые по его просьбе помогали ему в проведении реформ. Это были В.П. Кочубей, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А. Чарторыйский. На протяжении 1801 – 1803 гг. этот так называемый «Негласный комитет» разрабатывал проекты преобразований в государстве.
     

Начать было решено с центрального управления. С весны 1801 г. начал действовать постоянный «Непременный совет», чьей задачей было обсуждение постановлений и государственных дел. В него входили 12 сановников высшего ранга. Позднее, в 1810 г., его преобразовали в Государственный совет, а также пересмотрели структуру: в его составе выделили Общее собрание и четыре департамента – военный, законов, государственной экономии и гражданских и духовных дел. Главой Государственного совета был либо сам император, либо один из его членов, который назначался волей монарха. Совет был совещательным органом, задачей которого была централизация законодательных процедур, обеспечение юридических норм и недопущение противоречий в законах.
     

В феврале 1802 г. император подписал указ, который объявил Сенат верховным органом управления в России, в руках которого была сосредоточена административная, контролирующая и судебная власть. Однако в нем не были представлены первые сановники империи, и возможности непосредственно связываться с верховной властью у Сената не было, поэтому, даже принимая во внимание расширение полномочий, значение этого органа не возросло.

 

В начале 1802 г. Александр I провел министерскую реформу, согласно которой коллегии заменялись 8-ю министерствами, которые состояли из министра, его заместителя и канцелярии. Министр ведал делами своего министерства и подотчетен был лично императору. Для того чтобы организовать совместное обсуждение, был учрежден Комитет министров. В 1810 г. М.М.Сперанский подготовил манифест, согласно которому все государственные дела были разделены на 5 главных частей, а также провозглашались новые управления – министерство полиции и Главное управление духовных дел.
     

Сперанский подготовил также проект реформы государственного управления, целью которого была модернизация и европеизация управления через введение буржуазных норм для того, чтобы укрепить самодержавие и сохранить сословный строй, однако высшие сановники не поддержали идеи преобразования. По настоянию императора, тем не менее, органы законодательной и исполнительной власти были реформированы.
 

 

Реформа образования

 
В 1803 г. императорским указом были провозглашены новые принципы системы образования в России: бессословность, бесплатность низших ступеней образования, а также преемственность учебных программ. Система образования находилась в ведении Главного управления училищ. За годы правления императора было основано 5 университетов, которым затем была предоставлена значительная самостоятельность. Также были созданы лицеи – средние учебные заведения.

Проекты решения крестьянского вопроса

 
Сразу же после восшествия на престол Александр I объявил о намерении прекратить раздачу государственных крестьян. В течение первых девяти лет своего правления он издал указы, разрешавшие государственным крестьянам покупать землю, а также запретившие помещикам ссылать крепостных в Сибирь. В голодные годы помещик был обязан снабжать своих крестьян едой.

 

С ухудшением экономического положения в государстве, однако, некоторые пункты законов о крестьянстве были пересмотрены: так, в 1810 – 11 гг. было продано более 10 000 казенных крестьян, а в 1822 помещикам вернули право ссылать крестьян в Сибирь. Одновременно Аракчеев, Гурьев и Мордвинов разрабатывали проекты освобождения крестьян, которые так и не были реализованы.
 

 

Военные поселения

 
Первый опыт введения таких поселений был в 1810 – 12 гг., массовый же характер это явление приобрело в конце 1815 г. Целью создания военных поселений было освобождение населения от необходимости обеспечивать армию с помощью создания военно-земледельческое сословия, которое бы само себя содержало и комплектовало постоянную армию. Таким образом, предполагалось сохранить численность войск на уровне военного времени. Реформа была встречена в штыки и крестьянами, и казаками: они отреагировали многочисленными бунтами. Упразднены военные поселения были лишь в 1857г.

 

Итоги

 
Если в начале правления императора Александра его власть виделась реальной возможностью улучшить жизнь всех сословий империи, то уже к середине многие разочаровались в нем, почти во всеуслышание утверждая, что у правителя просто не хватает духа следовать тем либеральным принципам, о которых он так много и воодушевленно говорит. Многие исследователи склонны считать, что основной причиной неудач реформ Александра I была отнюдь не коррупция и склонность народа к консерватизму, а именно личные качества государя.





140775 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из вы­ска­зы­ва­ния и ука­жи­те, как на­зы­вал­ся про­цесс, о ко­то­ром идет речь. «С июля по но­ябрь 1941 г. на Урал, в Си­бирь, Сред­нюю Азию и Ка­зах­стан было вы­ве­зе­но более 100 про­мыш­лен­ных пред­при­я­тий. В тот же пе­ри­од по же­лез­ным до­ро­гам стра­ны пе­ре­ве­зе­но около 1,5 мил­ли­о­на ва­го­нов гру­зов. Эта чет­кая ра­бо­та поз­во­ли­ла в крат­чай­шие сроки со­здать на во­сто­ке стра­ны новую эко­но­ми­че­скую базу, ко­то­рая обес­пе­чи­ла рост во­ен­но­го мо­гу­ще­ства Со­вет­ско­го Союза и его по­бе­ду».
    A17
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Развитие местного самоуправления в России
Развитие местного самоуправления в России
Большинство историков считают, что опыт местного самоуправления фактически был начат во время правления Ивана IV. До этого времени при управлении московским государством не было четких нормативных актов, которые бы регулировали этот процесс. На
Презентация: Реформы Петра I
Презентация: Реформы Петра I
Методическая разработка познакомит учащихся с характером государственных реформ Петра Первого. В начале презентации перечислены важнейшие реформы проводимые Петром:Военная реформа.Реформы в промышленности.Реформа высших государственных органов