Внутренняя политика Брежнева тесно связана с такими понятиями, как «развитой социализм» и «застой».
Два этих противоположных состояния советского государства последовали друг за другом.
Многие исследователи считают, что такая резкая перемена связана, кроме всего прочего, и с физическим состоянием генсека: из волевого, бодрого и уверенного руководителя он превратился в больного человека, имевшего зависимость от снотворного и терявшего в таком состоянии контроль над происходящим.
«Достаточно шприца, - вспоминал Ф. Т. Моргун, - и генсек становился марионеткой в чьих-то руках».
↑ Реформы и контрреформы
По известными причинам настоящими деятелями в эпоху Брежнева были совсем другие люди, в большей или меньшей степени приближенные к вождю. В первую очередь это, конечно же, А. Н. Косыгин – председатель совета министров, видный экономист и организатор знаменитых экономических реформ. Для них характерны следующие черты:
- Снижение государственного контроля над производственным процессом, предоставление большей автономии предприятиям;
- Введение хозрасчёта и других мер стимулирования производительности труда;
- Формирование фондов предприятий, которые расходовались на различные нужды – поддержание культуры, спорта, образования и т. д.
Следствием деятельности Косыгина стал резкий подъём производственных масштабов и, как следствие, уровня жизни населения. Параллельно имела место либерализация и в других сферах – снижение цензуры, большая открытость страны западному миру и т. д.
В результате период 1966 – 1970 года получил заслуженное название «золотой пятилетки». Однако консервативные круги советской партийной элиты воспротивились такому «волюнтаризму» и сделали всё возможное, чтобы уничтожить реформы, так сказать, в зачатке. С помощью открытых нефтяных месторождений они надеялись «возместить» экономические потери от сворачивания реформ, но произошло совсем по-другому – начался «застой».
Руководителем контрреформ был другой видный деятель брежневской поры – Н. В. Подгорный.
↑ Самый любимый генсек
В 2013 году Левада-Центр провёл опрос, какой советский и российский руководитель лучше оценивается гражданами страны. И на первое место опрошенные поставили именно Л. И. Брежнева. За ним идут Ленин, Сталин и Николай II. Несмотря на довольно странный набор руководителей (либерал Брежнев, диктатор Сталин, самодержец Николай), упоминание Брежнева на первом месте имеет понятные основания.
При нём страна сделала первую попытку построить «социализм с человеческим лицом», отказавшись и от тиранического сталинизма, и от тотального огосударствления времён Хрущёва. Брежнева уважают даже религиозные люди, поскольку при его правлении изощрённое преследование церкви, начатое Хрущёвым, было прекращено.
Однако программа Брежнева отличалась непоследовательностью, примером чему стал ввод войск в Чехословакию: Брежнев и его окружение показали, до каких масштабов они готовы терпеть либеральные элементы, а с какого уровня начнут вооружённое противодействие. Такая непоследовательность проистекала и из ожесточённой внутрипартийной борьбы между либеральными и консервативными кругами.