Массовое движение передовиков производства возникло в СССР в 1935 году, названо по имени своего зачинателя, шахтера Алексея Стаханова, нарубившего 102 тонны угля за 1 ночную смену с 30 на 31 августа, на шахте «Центральная –Ирмино» в Луганской области Донбасса.
↑ Причины успеха рекорда
Главной и основной новаторской идеей рекорда как самого Стаханова, так и последователей его явилось разделение рабочих обязанностей. Была проведена полная реконструкция организации труда. Так, во время рабочей смены Алексея Стаханова были проведены все подготовительные действия, предваряющие успешное проведение работы. Был подготовлен и спущен в шахту крепежный лес, приготовлена возможность бесперебойной подачи на-гора добытого угля, выполнено освещение забоя. Была изменена длина уступа и уменьшено количество уступов, что позволило уменьшить нагрузку на компрессор, а сам забойщик получил возможность свободно передвигаться в забое.
↑ Проведение рекорда
Крепежные работы проводили специально для этого отобранные рабочие-крепильщики Щиголев и Борисенко. Вместе с бригадой в забой спустились парторг шахты Петров Константин и редактор местной газеты Михайлов, начальник участка Мащуров, они следили за проведением работы, отмеряя хронометраж. Надо сказать, что норма угля за смену, до рекорда Стаханова была 7 тонн. После Стаханова, его последователи, да и сам он неоднократно превышали рекорд. Наивысшим показатель по добычи угля был выполнен донецким шахтером Изотовым Н. А. он нарубил на шахте №1 «Кочегарка» в Горловке – 607 тонн угля.
↑ Последователи Стаханова
Стахановское движение распространилось по всему Союзу и нашло применение практически во всех сферах народного хозяйства. Так в автомобильной промышленности им стал Бусыгин А. Х. Он перевыполнил норму по ковке коленчатых валов, выполнив и перевыполнив собственный рекорд доведя до 1146 валов вместо положенных по норме – 675. В обувной промышленности – Сметанин Н. С, он перевыполнил норму на 200% секрет его успеха также как у Стаханова кроется в разделении трудовых обязанностей.
Сестры Виноградовы, работающие на ткацкой фабрике г. Вычуга начиная с 26 станков перешли на 40, а впоследствии смогли работать одновременно на 284 станках. На железнодорожном транспорте передовиком производства стал П. Ф. Кривонос он увеличил форсировку паровозного котла, превысив техническую скорость вдвое.
↑ Последствия стахановского движения
Рационализаторский подход, разделение труда, возможность выполнения квалифицированными рабочими основной задачи, освобождение их от выполнения вспомогательных работ. Все это было несомненно хорошо. Рекорды были самыми настоящими, только вот пользы они принесли немного. Так можно было добыть рекордное количество угля, но уголь необходимо поднять на-гора, а это требовало увеличить число вагонеток, изменить сечение выработок, улучшить состояние рельсовых путей изменить технологию откатки. К этому можно прибавить периодическое отсутствие крепежа и запасных частей для ремонта оборудования.
Если Бусыгин смог выковать рекордное количество валов, то на следующий день его молот стоял без движения из-за поломки, не было элементарных запасных частей. Изменение технологии производства было жизненно необходимо. Кроме этого, был еще один минус стахановского движения, увеличение выработки отдельными работниками вело к повышению трудовых норм, заработная плата между тем оставалась неизменной. Рабочих передовиков травили, били, а порой и убивали. Так что несмотря на прогрессивное начало широкого признания среди масс это движение не получило.