Серебряный век – это период развития литературы в первые два десятилетия ХХ века. Это творческий «взрыв» в развитии российской поэзии, который находится в паритете с Золотым Веком. Начало Серебряного века приписывают к появлению стихов «О красивой даме» Александра Блока. Образ «серебряного века» наиболее сильно проявился в литературе.
Лирика «серебряного века» музыкальна и многообразна. У эпитета «серебряный» звук как у колокольчика. Этот период подарил нам целую плеяду поэтов. Стихи «серебряного века» можно назвать музыкой слов. А поэтов - музыкантами. В стихах все продуманно, музыкально и четко, в них нет ни одной ненужной запятой или точки, ни одного лишнего звука. Я думаю, со мной согласятся все.
Это было время расцвета и литературы, и всех видов искусства, появление плеяды блестящих имен, которые стали гордостью и русской, и мировой культуры. Серебряный век – важная и большая страница в культурном наследии нашей страны. Художественным направлениям и течениям были присущи неоднозначность и идейная противоречивость. К наследию революционных демократов неоднозначным было отношение даже в среде деятелей культуры прогрессивно мыслящих.
В это время было распространено «декадентство». Художественная интеллигенция, таким образом, выражала свою социальную позицию, пыталась «спрятаться» от жизненных трудностей в мир ирреальности, грез, а подчас и мистики. Так в творчестве отражались кризисные явления общественной жизни.
Литературные направления того периода: символизм, футуризм, эгофутуризм Игоря Северянина. Все направления разные, с разными идеалами, разными целями, но едины в одном: работа над ритмом, словом, доведение игры звуками до совершенства. В первое десятилетие в поэзию пришло целое созвездие талантливых «крестьянских» поэтов — Николай Клюев, Сергей Есенин, Сергей Клычков. У молодых писателей были в чести социально заостренные сюжеты.
Поэты-символисты были зачинателями нового направления, они объявили войну материалистическому мировоззрению, считая веру, религию — краеугольным камнем человеческого бытия и искусства. Они приписывали себе способность посредством художественных символов приобщаться к запредельному миру. Первоначально у символизма была форма декаданса. Под ним подразумевались упаднические настроения, безнадежность, тоска и резко выраженный индивидуализм. Это было свойственно ранней поэзии Александра Блока, Бальмонта К.Д., Брюсова В. Я. Следующий этап был окрашен в славянофильские тона, предвещал гибель западной цивилизации, обращался к славянскому язычеству, к стихийным народным силам, пытался проникнуть в глубину русской души. Именно с русским символизмом связывают понятие «серебряный век».
Авторы были, как многие из нас, представителями молодого поколения, максималистами и хотели для своего народа лучшего будущего. И эти желания и чаяния выражались через творчество. И благодаря ему мы и наши потомки сможем понять то время.