Тапер анализ рассказа Куприна
История создания. Рассказ А. И. Куприна "Тапер" был написан в 1900 г. и впервые опубликован в этом же году в газете "Одесские новости".
В одном из примечаний автор указывает, что произведение основано на действительно произошедшем случае.
Для придания достоверности Куприн ввел в рассказ реальную историческую личность - известного композитора, дирижера и музыкального педагога Антона Григорьевича Рубинштейна.
Однако на самом деле удивительно одаренный маленький пианист Юрий Агазаров - вымышленное лицо.
Смысл названия. Во второй половине XIX - начале XX вв. тапером называли музыканта (обычно пианиста), который работал по найму при проведении домашних балов, вечеров и т. д.
Обычно уровень профессионализма таких людей был очень низок, что заложено в самом названии (фр. tapeur от taper - хлопать, стучать). Маленький тапер в рассказе является редким исключением из общего правила.
Жанр. Рассказ.
Тема. Основная тема произведения - роль счастливого случая в жизни человека. Юрий Агазаров, несмотря на свой талант, ведет практически нищенский образ жизни. Зарабатывать на хлеб ему приходится игрой в богатых домах, где хозяевам нет никакого дела до талантливого мальчика. В лучшем случае ему могут доплатить за хорошее проведение вечера.
Мальчику всего лишь четырнадцать лет. Такой образ жизни и способ заработка, безусловно, очень утомляют его и никак не способствуют дальнейшему развитию музыкальных способностей. В доме Рудневых Юра поначалу даже становится объектом для насмешки со стороны Лидии Аркадьевны.
Застенчивый от природы мальчик очень самолюбив, так как сам уже способен оценить высокий уровень своей игры. Не имея достаточных средств, Юрий Агазаров, скорее всего, так бы и прожил всю свою жизнь, растеряв талант и превратившись в заурядного посредственного пианиста.
В судьбу Юрия Агазарова вмешивается счастливый случай. В дом Рудневых приходит знаменитый Рубинштейн. У Антона Григорьевича было немало способных учеников, поэтому только по настоянию хозяина он "со скучающим и нетерпеливым видом" прислушивается к игре Юрия.
Кульминационный момент рассказа - просьба Рубинштейна сыграть рапсодию № 2. Только во время исполнения Юрой бессмертного произведения Листа известный композитор понимает, какие огромные способности заложены в этом скромном мальчике. Антон Григорьевич берет маленького тапера под свое покровительство и помогает ему стать одним из талантливейших российских композиторов.
Проблематика. Главная проблема рассказа заключается в том, что огромное количество талантливых, но бедных людей, проводят жизнь в безвестности. Мальчику из богатой семьи гораздо легче добиться успеха, даже обладая весьма посредственными способностями. Для бедных "гениев" остается один путь на вершину славы - упорный труд и умение заявить о себе. Скромный и застенчивый Агазаров готов к напряженной работе, но "разрекламировать" себя он не способен. Только счастливый случай позволяет Юре прославить свое имя.
Герои. Юрий Агазаров, Антон Григорьевич Рубинштейн, Тина Руднева, Лидия Аркадьевна, Аркадий Николаевич Руднев.
Сюжет и композиция. Рассказ начинается с описания богатого дома Рудневых в преддверии праздничного вечера. Неожиданная проблема с отсутствием тапера разрешается при появлении Юрия, в котором сразу же угадывается главное действующее лицо всего произведения. Блестящая игра Юры при Рубинштейне приводит к тому, что композитор забирает талантливого мальчика с собой.
Чему учит автор. Куприн дает понять, что одаренным людям даже в тяжелых жизненных условиях никогда нельзя терять надежды на лучшее. Если человек продолжает верить в удачу, когда-нибудь и на его долю выпадет улыбка судьбы.