Куст сирени анализ рассказа по плану
1. История создания. А. И. Куприн написал рассказ "Куст сирени" в ранний период творчества. В нем отразились воспоминания писателя о четырехлетней военной службе.
Рассказ был впервые напечатан в 1894 г. в киевской газете "Жизнь и искусство". Произведение подверглось незначительной стилистической правке в первом собрании сочинений Куприна, вышедшем в 1904-1906 гг.
2. Смысл названия. Куст сирени в рассказе выступает символом, от которого зависит будущее молодой семьи Алмазовых. Отношение к нему меняется по ходу развития событий.
Сначала куст существует только на бумаге и связан с казалось бы непоправимой ошибкой, которую допустил Николай Евграфович. С помощью Верочки он постепенно обретает материальное воплощение и превращается в единственное средство спасения для офицера.
В финале куст сирени остается приятным и счастливым воспоминанием для молодых супругов.
3. Жанр. Рассказ
4. Тема. Основная тема произведения - человеческие взаимоотношения, чуткость и готовность помочь. В первую очередь в рассказе важны отношения между Верочкой и Николаем. Молодые семьи часто разваливаются из-за самых незначительных причин. Большой проблемой для Алмазовых стало поступление Николая в Академию генерального штаба.
Провалившись дважды, он все же смог сдать вступительные экзамены. Главная заслуга в этом принадлежит жене. Она всеми силами поддерживала мужа и даже помогала ему в подготовке, превращаясь в "переписчицу, чертежницу, чтицу" и т. д. Судя по поведению Николая после того, как его план забраковали, Верочке приходится проявлять чудеса терпения и выдержки. Она осторожно успокаивает мужа и после долгих размышлений принимает сумасшедшее решение: посадить несуществующие кусты. Она руководствуется беззаветной любовью к незадачливому чертежнику и развивает энергичную деятельность. Верочка не обращает внимания на слабые протесты Николая ("Сейчас темно станет, а до моего участка почти десять верст").
Женщина без размышлений сдает в ломбард свои драгоценности. Если поведение Верочки можно объяснить любовью к мужу, то совершенно иначе воспринимается реакция садовника и его согласие помочь. Поначалу он, естественно, воспринял поздний визит и странную просьбу молодых людей "почти враждебно". Николай мог бы признать свое поражение, но жена вновь спасает его.
Рассказав садовнику всю злополучную историю, она вызвала в нем понимание и сочувствие к чужой беде. Посадка кустов сирени прошла благополучно. В рассказе не упоминается о реакции рабочих. Надо полагать, что они тоже сначала были не в восторге от ночной работы, но прониклись горем Алмазовых и оценили усилия Верочки по спасению мужа.
5. Проблематика. Рассказ производит легкое впечатление, но за этой незатейливостью скрывается серьезная проблема. В других произведениях Куприн подробно описывает серость и однообразие жизни армейского офицера. Даже самых чистых и светлых людей постепенно затягивает в удушливую атмосферу, единственными развлечениями в которой являются пьянство и азартные карточные игры.
Легко понять отчаяние Николая, которого в случая провала на экзамене ждет возвращение в опостылевший армейский полк. Еще острее эту проблему воспринимает Верочка. Она уже успела изучить мужа и понимает, что если он лишится цели, то пропадет. Раздражение Николай будет срывать на жене, а это рано или поздно приведет к развалу семьи.
6. Чему учит автор. На примере Верочки и садовника Куприн показывает, какое огромное значение имеет вовремя оказанная поддержка отчаявшемуся человеку. Не у всех хватает сил противостоять жизненным неурядицам. Человек может легко сломаться, если никто не проявит к нему сочувствия и не окажет помощь. Затраченные усилия с лихвой окупит радость от свершения доброго дела. В случае с супругами Алмазовыми наградой для обоих стало ощущение взаимного счастья: "Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком..."