Сочинение на тему: «Верность и измена»
В мире существует огромное количество различных произведений: рассказов, поэм, баллад, трагедий, пьес. Несмотря на прогресс, смену эпох, нравов и обычаев, проблемы, связанные с верностью и изменой, по-прежнему волнуют человечество и находят отражение в литературе.
Писатели и поэты ищут ответы на самые разные вопросы: «Когда и почему можно простить измену? Можно ли отказаться от верности? Нужно ли хранить верность и зачем?». Одно из самых известных произведений русской классики - «Война и мир» Л.Н.Толстого затрагивает практически все аспекты человеческой жизни.
Образ Наташи Ростовой полюбился многим читателям: добрая, веселая, искренняя и начитанная девушка не может не вызывать симпатии. Однако Наташа небезгрешна: когда князь Болконский решает по настоянию отца на год отложить свадьбу и заняться военной службой, Наташа увлекается романом с известным кутилой Анатолем Курагиным.
Измену Ростовой можно оправдать: совсем юная и наивная, она легко поддается очарованию обольстительного Анатоля, для которого этот роман не более чем пустая игра. Но, несмотря на это, простить измену Наташи князь Болконский не может – для него это серьезное оскорбление. Измена Наташи – непростительная ошибка, погубившая ее отношения с Андреем Болконским.
В великом романе-эпопее, помимо яркого и чистого образа Наташи, присутствует не менее примечательный женский персонаж – Элен Курагина. Она достойная дочь своего эгоистичного отца – князя Василия Курагина, открыто заявлявшего, что его дети – его обуза и тяжкая доля. Элен – прекрасная молодая девушка, настоящая светская львица, умеющая себя подать в высшем свете, да так, что никто не догадывается о ее глупости и алчной натуре.
Ее волнует только выгода, она выходит за Пьера, руководствуясь лишь его материальным положением. Бывшая Курагина, а ныне графиня Безухова, девушка спокойно продолжает заводить отношения с другими мужчинами. Прекрасная снаружи и пустая внутри – позже Элен принимает католичество и разводится с Пьером. Ее многочисленные измены и романы объясняются лишь ее низкой и вульгарной натурой; Элен неспособна подарить чистую и настоящую любовь (в отличие от Наташи Ростовой).
Другое, не мене известное миру произведение – «Евгений Онегин» А.С.Пушкина – подарило миру образ идеальной русской женщины – Татьяну Ларину. Юная девушка, воспитанная на книжных романах, вдалеке от шумов светских балов и сплетен придворных дам, влюбляется в искушенного жизнью Онегина. Татьяна пишет Евгению письмо, в котором признается в своих чувствах и получает от него отказ. Его признание огорчает Татьяну, но она не забывает своих чувств.
После нескольких лет они встречаются снова, но Татьяна уже не свободная девушка: два года назад она вышла замуж за генерала, теперь она известная знатная княгиня. Увидев другую «новую» Татьяну Онегин понимает, что влюбился. Он пишет ей пылкие письма, но она не отвечает; в отчаянии, мужчина решается на встречу: Татьяна в комнате одна и плачет, она по-прежнему любит Евгения, но она предпочтет остаться верной своему мужу.
Верность Татьяны, ее сила духа поразили читателей и критиков; несмотря на свою неостывшую любовь к Онегину, девушка остается верна своему нелюбимому мужу, что не может не восхищать. Люди непостоянны, с каждым мигом, днем, годом они меняются – возможно, эти перемены приведут к серьезной измене, или же наоборот, укрепят их веру и преданность. Поэтому проблема верности и измены еще бесконечно долгое время будет появляться в произведениях будущих писателей.
Аргументы к теме: «Верность и измена»
Вопрос верности и измены затрагивают многие великие писатели в своих произведениях, но каждый делает это по-своему: Губительная верность описывается А.И. Куприным в произведении «Гранатовый браслет». Мелкий чиновник Желтков, безответно влюбленный в княжну Веру, не имеет шанса на ответные чувства. На протяжении долгих семи лет, мужчина остается верен своей единственной любви, изредка присылая письма любимой женщине. Княгиня Вера остается верна своему супругу, несмотря на то, что страсть в их отношениях давно уступила взаимной нежности и уважении друг к другу. Женщина знает о своем тайном поклоннике, но ее не обуревают чувства любопытства или симпатии к неизвестному, она не ищет своего воздыхателя, холодно отвечая на письма. Однако в конце повести, после самоубийства Желткова, Вера, стоя у гроба, понимает, что она упустила ту самую настоящую любовь, о которой ей говорил ее дедушка.
В повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, тесно переплетаются проблемы верности и измены с честью и бесчестием. Главный герой - Петр Гринев - отказывается присягать бунтовщику Емельяну Пугачеву, оставаясь верен императрице. Но Алексей Швабрин – бывший друг и товарищ – не мучаясь муками совести, переходит на сторону самозванца, чтобы сохранить свою жизнь. Помимо верности Родине, в произведении освящается и верность в любви. Гринев, влюбленный в Машу Миронову, не отказывается от своих намерений жениться на ней, несмотря на отказ родителей в благословении. Швабрин, захвативший крепость вместе с пугачевцами, насильно склоняет девушку к браку. Трусиха Маша, вздрагивающая от выстрелов во время учений в крепости, проявляет неожиданную стойкость характера и отказывает Швабрину, оставаясь верной любимому.
Произведение «Сказка» из сборника рассказов А.И. Куприна «Русская душа» начинается с доброй сказки, которой рассказывает на ночь своему сыну Иван Тимофеевич. На дачной террасе, помимо художника и его маленького сына, присутствуют красавица жена Холщевникова – Лидия и горячо любимый ученик художника – юный Григорий Баханин. Иван Тимофеевич рассказывает сыну о чудесной фее (имея в виду свою жену), которая спасла заблудившегося принца и провела его во дворец, мимо страшных чудовищ, имена которых были – Зависть, Бедность и Сомнение. Заснувшего ребенка Иван Тимофеевич оставляет в детской и возвращается на террасу: там он застает целующихся Лидию и Григория, пока еще не заметивших его. Рассказ заканчивается словами: «Сказка окончилась…»
Не мене печально заканчивается другой рассказ А.И. Куприна – «Allez». Юная циркачка Нора влюбляется в известного клоуна Менотти, которому удалось соблазнить невинную девушку всего лишь за неделю. В течение целого года Нора сопровождала мужчину в его гастролях; она видела в нем некое подобие бога, он же милостиво позволял ей себя обожать. Но уже спустя год она наскучила циркачу, он выгоняет Нору. Заканчивается короткий рассказ самоубийством Норы – девушка бросается из окна, когда видит измену Меротти.
В пьесе А.Н.Островского «Гроза» конфликтом произведения становится любовная измена. Катерина, жизнерадостная и мечтательная девушка, страдает от несправедливых нападок высокомерной свекрови и мягкотелости мужа, неспособного дать отпор матушке. Она буквально задыхается в пресном, глупом городишке Калинове, поэтому так легко влюбляется в Бориса. Случайные встречи, поцелуи украдкой – любовь Катерины к Борису становится все сильнее с каждым днем, несмотря на то, что она замужняя девушка. Однако набожная Катерина понимает, что измена – это грех, поэтому она бросается в Волгу.
Известнейшая трагедия, посвященная любви – «Ромео и Джульетта». В произведении Уильяма Шекспира описана необыкновенная любовь, закончившаяся печально известным концом. Влюбленные, из враждующих кланов Монтекки и Капулетти, вопреки всем запретам, тайно встречаются. В ходе трагедии, Джульетта должна была выйти замуж за Париса, но она не могла изменить любимому Ромео. Она выпивает «особое зелье» - девушка погружается в сон, который все принимают за смерть; не зная, что возлюбленная лишь спит, Ромео выпивает яд, Джульетта, очнувшись, видит мертвого Ромео и закалывает себя.
Жертвенная верность Марии Троекуровой в романе «Дубровский» А.С.Пушкина не может оставить равнодушным. В ходе произведения, девушка влюбляется в своего учителя француза, на деле, разбойника Дубровского. Ее отец решает выдать дочь за старого богатого князя Верейского. Мария умоляет отца не делать этого – «брак пугал ее как плаха, как могила». Девушка надеется, что Дубровский спасет ее от нежеланного брака, однако ее любимый не успевает вовремя: когда разбойники нападают на карету, молодые уже были обвенчаны. Мария отказывает Дубровскому, она не бросит законного мужа ради него.
На измену Родине и товарищу пошел герой произведения «Сотников» Василя Быкова. Рыбак и Сотников, оказавшиеся в плену у немцев, повели себя кардинально по-разному: Сотников молчал и терпел все пытки, Рыбак же, испугавшись за свою жизнь и здоровье, увиливал от прямых ответов, и «говорил, как ему казалось, очень хитро». Рыбаку предложили присоединиться к немецкой полиции; позже всех повели на ликвидацию – виселицу. Пытаясь спасти товарища, Сотников берет всю вину на себя, кричит, что Рыбак оказался с ним случайно, в это же время Рыбак соглашается стать немецким «полицаем». Именно он выбивает чурбак из-под ног Сотникова, проходя проверку немцев. После ликвидации, Рыбак ищет пути к бегству: он видит недалеко лошадь, и вдруг замечает мужика в санях - его взгляд, полный ненависти, дает понять Рыбаку – бежать теперь некуда.
В повесть Гавриила Троепольского «Белый Бим Черное ухо» описывается печальная история искренне преданного пса – Белого Бима. «Бракованный» сеттер, Бим должен был умереть еще щенком, однако его взял к себе одинокий писатель Иван Иванович. Несколько лет спустя, старый осколок в груди Ивана Ивановича сдвинулся, и писателя увезли на скорой. Преданный пес ждал хозяина, отказался есть, и старушка, присматривавшая за ним, отпустила его поискать что-нибудь. Бим отправился на поиски хозяина. С верным другом Ивана Ивановича случилось множество несчастий: пса похищали, перепродавали, его били и он был изморен голодом, но Белый Бим все еще ждал хозяина. Невероятная преданность «неправильного сеттера» еще раз подтверждает, что собака – лучший друг человека.
В повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель» читатели узнают о печальной судьбе старого станционного смотрителя. Его дочь, прекрасная юная Дуня, сбежала от него с молодым гусаром. Три года, проведенные в одиночестве, состарили некогда бодрого смотрителя, теперь он дряхлый старик. Дуня, скорее всего, вышла замуж за гусара, однако ее отец переживал за единственную дочь и пешком отправился в Петербург; смотритель смог попасть в дом: едва увидев его, девушка упала в обморок, а Минский прогнал старика. До самой смерти смотрителя Дуня не навещала его; в конце произведения мальчишка Ванька, описывает прекрасную барыню, плакавшую на могиле спившегося смотрителя.