Любить свою Родину — значит знать её
» Сочинения » Анализ романа Мастер и Маргарита

Анализ романа Мастер и Маргарита


Анализ романа Мастер и Маргарита

 

План

1.Автор и его роман

2.Кто такие Мастер и Маргарита?

3.О чём написан роман

4.Сюжет и композиция

5.Проделки свиты

6.Проблема – поиск истины

 

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в семье, глава которой был профессором располагавшейся в Киеве духовной академии. Насколько религиозной была семья, можно судить и по тому, что его дядя был врачом признанного позже святым патриарха Тихона. Понятно, что библейская тематика писателю и драматургу была близка с детства. Но считать «Мастера и Маргариту» переложением Нового Завета было бы большой ошибкой.

Если коснуться истории самого текста, то его первая редакция была предана огню в 1930 году. Задуман роман был, предположительно, на два года раньше. В этой версии сцены, произошедшие в Ершалаиме, автор изложил в одной главе. Это был рассказ Воланда на Патриарших прудах, который услышали встретившие его литераторы. Таким образом, всё, что позднее переложил Мастер в погубившем его произведении, это Евангелие от Воланда, то есть от сатаны.

Булгаков позволил себе игру, которую могли понять люди со схожим кругом интересов. Отдельная глава первоначально была посвящена некоему Фесе, учёному-энциклопедисту. Это, как считается, был прообраз Мастера. Маргарита занимала тогда в романе ещё более скромное место. Назывался он в то время «Консультант с копытом». За почти десять лет Булгаков перебрал множество названий. Известное всему миру, то есть «Мастер и Маргарита», роман обрёл не позднее 1937 года, незадолго до смерти Михаила Афанасьевича.

 

Кто такой Мастер? Он написал роман, который довёл его до сумасшедшего дома и, можно сказать, до смерти. Какую роль сыграла в его жизни женщина, которую он полюбил? Ведь если бы не Маргарита, он вряд ли закончил бы свою книгу. И тут не надо забывать, что она ведьма. Значит, добра от неё ждать не приходится. Своё Евангелие с добреньким Иешуа, который во многом противоположен Иисусу Нового Завета, Воланд диктует Мастеру через женщину, которая входит позднее в его свиту на знаменитом Балу. Она даже, можно сказать, центральное действующее лицо этого дьявольского праздника. Для неё, видимо, важно, чтобы роман был дописан и попал в печать. Значит, это важно для Воланда.

 

 

Чем закончились похождения героев? Сатана со свитой оставляют их в некоем пристанище: прелестном, обвитом плющом домике, где их будут навещать великие музыканты. Но вряд ли это можно назвать вечным раем. Скорее – дурной бесконечностью. Каждый день видеть из окна одну и ту же лужайку, слушать одну и ту же, пусть даже прекрасную, музыку. И всё это под надзором, иначе не скажешь, ведьмы Маргариты. Сомнительное удовольствие. Мастер не выглядит счастливым, когда они в финале навещают Ивана Бездомного. Достаточно перечитать эту сцену. Тем не менее именно она вдохновила своего возлюбленного на творчество. Постепенно они и стали центральными персонажами, давшими название обессмертившему имя автора роману.

 

Можно озвучивать много предположений насчёт того, о чём, собственно, знаменитый роман. В нём сильна любовная линия. Казалось бы, центральные персонажи созданы друг для друга. Их случайная встреча выглядит предопределённой. Тем не менее «Мастер и Маргарита», это не любовный роман в традиционном понимании этого слова. Фантастический? В каком-то смысле это так. В наше время подобные повороты сюжета можно встретить в произведениях фэнтези. Сильна и мистическая составляющая. Чего стоит одна только свита Воланда. Но они определяют и сатирическую линию, ради которой многие и читают книгу. Похождения неразлучной на протяжении всего повествования парочки Коровьева и Бегемота у кого угодно вызовут улыбку. Правильным будет назвать роман философским, с элементами трагедии и фарса. Даже в XXI веке продолжаются споры о жанровой принадлежности шедевра М.А. Булгакова. И это несмотря на то, что с момента его первой официальной публикации 1966 года в журнале «Москва» прошло уже больше сорока лет. Традиционную романную структуру автор, не стесняясь, разрушил. В книге несколько, как минимум двое, главных героев, история которых самодостаточна. Это сам Мастер в Москве нэпманских времён и Иешуа в городе, который назван Ершалаимом. Но есть персонаж, который соединяет их в вечности. Это, конечно, Понтий Пилат. Испугавшийся гнева толпы и отдавший ей на растерзание симпатичного себе человека, в невиновности которого был уверен. Наказание за это – беспробудный сон в обществе верной собаки. Но он тоже имеет мало общего с прокуратором Нового Завета. Не зря его смог пробудить Мастер. Кто же ещё, ведь он и придумал этого человека под диктовку Воланда и под присмотром Маргариты.

 

Самая популярная сюжетная линия романа, это, конечно, проделки приближённых сатаны в столице СССР. Они чувствуют себя лучше, чем рыба в воде, в лживом, буржуазном, прикрывающемся коммунистическими лозунгами обществе. А изображённые Булгаковым литераторы, вполне возможно, имели прототипов в реальности. Приспособленцы, пишущие на потребу толпе и времени, всегда в цене. А Маргарита, конечно, во многом списана с жены писателя, Елены. Но в литературной традиции параллель ей найти сложно. Мастера можно сопоставить с гётевским Фаустом, а её с героиней поэмы немецкого гения сравнивать сложно. Там девушка не только спаслась от сатанинских пут, но и спасла любимого, а здесь она, наоборот, губит возлюбленного, отдавая его во власть Воланда. Ещё один важный персонаж в романе – Матфей. У Булгакова это единственный человек, которого можно назвать апостолом, да и тот записывает, по словам Иешуа, совсем не то что он говорил. Это можно считать подсказкой неискушённому читателю. Если записи Матфея – неправда, значит и всё евангелие от Воланда – ложь. Всё начинается с встречи дьявола, прозаика и поэта. Она определяет дальнейшую проблематику произведения. Берлиоз и его спутник подпадают под власть Воланда после того, как выясняется, что они следуют за ложной целью. Бездомный искренне верит в это, поэтому для него всё заканчивается только сумасшедшим домом. Берлиоз опытнее, и сам является проводником лжи. Потому-то власть Воланда над ним абсолютная, она не заканчивается и после смерти. Но и судьба Мастера является предостережением. Слепо пошедший за неведомой силой творец оказался в её власти. Хотя здесь прослеживается и предшествовавшая романтическая традиция. «Любовь до гроба», – проще говоря. Но это только канва для сложной композиции. А она, в свою очередь, во многом определила сюжет. Книга стала романом в романе, а сюжет объединил персонажей, которые первоначально в произведение даже не входили. Ведь на стадии обдумывания это была повесть о дьяволе.

 

Проблема поиска истины. Так, наверное, можно охарактеризовать «Мастера и Маргариту». Хотя роман такой многоплановый, что каждый читатель найдёт в нём свою правду. Кто-то прочитает историю вечной любви, другой – сатиру на московские нравы. И всё это в произведении есть, потому он и является одним из десятка самых значимых в русской литературе.





1540 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Из пе­ре­чис­лен­ных об­ще­ствен­ных де­я­те­лей на­род­ни­ком был
    A9
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Сочинение Мастер и Маргарита тема любви
Сочинение Мастер и Маргарита тема любви
Сочинение Мастер и Маргарита тема любви План Вступление 2.История любви 3.Вмешательство черной силы 4.Заключение Произведение «Мастер и Маргарита» включает в себя широкий круг философских проблем. Не обошел писатель стороной и тему