Тема: «Согласны ли вы с тем, что здоровый эгоизм полезен?»
Творчество следующих авторов использовано в аргументации: - М. Ю. Лермонтова; - Ф. М. Достоевского.
Введение: Мы привыкли думать, что эгоизм – это отрицательное качество человека, забота исключительно о собственном благополучии, игнорирование интересов других людей. Эгоист заслуживает осуждения. Но как быть с понятием «здорового эгоизма»? В каких случаях эгоизм может быть оправдан и, более того, полезен? Стремление помогать другим, иногда жертвуя собственным интересам – одно из важнейших качеств.
В любые времена человек обязан откликаться на горе других людей, протягивая им руку помощи – и не только потому, что и ему однажды понадобиться чья-то помощь. Однако готовность оказать поддержку ближнему не исключает наличия небольшой доли заботы о собственном благе. Здорового эгоизма. Здоровый эгоизм полезен. Он является камертоном человеческой души, в отличие от «вредного» эгоизма. Заботиться о себе нужно, но в меру. Если ты эгоист в меру, то ты не причинишь вреда другому, но и не сделаешь что-либо в ущерб себе.
Аргументы: В отечественной литературе зачастую можно увидеть лишь примеры «вредного» эгоизма. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» мы знакомимся с Григорием Печориным, отмеченным доброй долей эгоизма. Печорин, олицетворяющий собой человека эпохи, готов возвести в культ любую свою малейшую прихоть. Без труда он похищает красавицу Бэлу, завоевывает доверие юной княжны Мери и высмеивает обиженного серой шинелью юнкера Грушницкого.
Печорин удовлетворяет свою потребность в распоряжении чужими судьбами, но вскоре сам оказывается жертвой своей игры. Узнав о дуэли Печорина с Грушницким, Вера выдает свою сердечную привязанность к герою, вынуждая своего мужа увезти ее. Печорин расстается со своей возлюбленной навсегда. Эгоизм Печорина не ведет ни к чему хорошему. Отчасти потому, что он не может проявить милосердие по отношение к окружающим его людям, отчасти – потому что идет на поводу у собственных желаний.
Не становится преимуществом и неутолимое стремление героя романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Родиона Раскольникова доказать, что он способен изменить ход истории. Теория Раскольникова не оправдывает себя. Люди «глядящие в Наполеоны» увлекаются идеей, забывая о самом главном. О том, что все люди изначально равны. Раскольников терпит крах, как «вершитель судеб», подобно Печорину. Какой же из него Наполеон, если он не может распорядиться даже собственной судьбой? Очевидно, самозабвенное стремление ослепляет его настолько, что он не способен здраво рассуждать. Героя увлекает идея, и он уверен в ее абсолютной правдивости. Эта уверенность и губит его, как теоретика.
Заключение: На примере литературных героев мы рассмотрели примеры «вредного» эгоизма. Теперь отвечая на поставленный ранее вопрос, мы с уверенностью можем сказать, что человек не вполне может понять, что является здоровым эгоизмом. Безусловно, здоровый эгоизм полезен. Но люди просто не способны достичь золотой середины – они либо полностью отдаются своему стремлению угодить каждому человеку, либо оказываются опьянены собственной алчностью, желая достичь выгоды.