Образ Петербурга в Преступлении и наказании
План
1.Петербург во второй половине 19-го века
2.Петербургское население
3.Зарождение теории Раскольникова
4.Идеологическая жизнь столицы
5.Место обитания героев Петербурга и внутренний мир героев
Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" не менее интересен для изучения, чем образы главных и второстепенных героев произведения. Действие романа происходит в середине 60-х годов 19 века. В это время Петербург являлся столицей Российской Империи.
Резиденция монарха, лучшие театры и музеи и множество других исторических памятников – все это было визитной карточкой столицы государства. Однако все это – лишь одна сторона города, «парадный» Петербург. В романе же Достоевского город Петра показан с другого ракурса, так называемый настоящий Петербург, каким его видит главный герой, Родион Раскольников.
Петербург – город с огромным населением, отчего на улице бывает не протиснуться. В романе Достоевский подчеркивает, что на улице нередко случается «толкотня», и днем и ночью улицы оказываются переполнены толпами людей. Ситуацию усугубляет невыносимая жара; с приходом лета в Петербурге становится душно, воздух наполняется пылью и известью.
Прогуливаясь по улицам Петербурга, Родион Раскольников не раз сетует на то, что здания кажутся ему большими, даже огромными, отчего у него создается впечатление, будто те давят на него. Плотная застройка города негативно сказывается на его внешнем облике, улицы становятся уже и передвигаться по ним все сложнее. В такой обстановке и рождается бесчеловечная теория Раскольникова.
Наблюдая вокруг себя людские пороки (обилие распивочных на улицах, запущенные дома в бедных районах города), Родион приходит к выводу, что существуют два вида людей: люди, недостойные жизни, неспособные на великий подвиг, так называемый «материал»; и собственно люди, вершители судеб, которым, ради благородного дела позволительно «переступить через кровь».
Неудивительно, что теория Раскольникова настолько жестока – атмосфера душного «непарадного» Петербурга и картины жизни беднейшего населения города не могли не оставить свой след в душе героя. Сам Раскольников снимает квартиру в рабочем районе, где проживает «по преимуществу, цеховое и ремесленное население, скученное в этих серединных петербургских улицах и переулках». Раскольников беден и вынужден сдавать ценные вещи старухе-процентщице, чтобы выручить хоть немного денег.
Петербург во второй половине 19 века – также центр передовой общественной мысли. Именно здесь зарождаются и набирают силу все модные идеологические течения – нигилизм, социализм, коммунизм. Здесь юные умы впитывают в себя все новые идеи и мысли. Яркий пример «прогрессивной молодежи» - Андрей Лебезятников, страстно увлекающийся прогрессивными идеями. Прогрессист Лебезятников принимает участие в известных кружках. Данный герой – лишь один из представителей по-новому мыслящей молодежи, на самом деле таких «обличителей» в Петербурге было достаточно много.
Большинство бедного населения Петербурга располагалось в многоквартирных домах, находящихся в управлении одного человека. Хозяин дома предоставлял нескольким семьям квартиры и брал за жилье некоторую плату. Например, семья Мармеладовых снимали комнату в так называемом «доходном доме», хозяйкой которого являлась Амалия Ивановна Липпевехзель. Комнаты в таких домах, как правило, не отличались богатым убранством.
Небольшую комнату Мармеладовых в доме Липпевехзель, к примеру, «всю было видно из сеней». К тому же, комната эта была проходная, а потому в любое время суток кто-то из других жильцов дома мог через нее пройти к себе. Петербург и внутренний мир героев Петербург в романе Достоевского в основном показан не с лучшей его стороны. Достоевского не увлекают роскошные дворцы и резиденции столичной интеллигенции, ведь он изображает жизнь совсем других людей.
Герои Достоевского – не сытые вельможи и разбогатевшие чиновники, а бедное население, сбившееся в кучки в грязных уголках Петербурга. Теория Раскольникова рождается в атмосфере беззакония и хаоса. Смотря на потерявших себя в нищете людей, он проникается идеей избавить мир от «неблагородного населения». Мысли Раскольникова жестоки, но жесток и мир, в котором он вынужден жить.