Анализ рассказа Попрыгунья Чехов по плану
↑ История создания
Рассказ "Попрыгунья" имеет огромное количество параллелей с реальными людьми и фактами из их жизней. Прототипом Ольги Ивановны послужила С. П. Кувшинникова, которая была в любовной связи с Левитаном, брала у знаменитого художника уроки живописи и совершила с ним творческую поездку по Волге.
В образе Дымова угадываются черты известного врача И. И. Дуброво. Абсолютно схожи их биографии. Дуброво также вскоре после защиты диссертации заразился дифтеритом от больного и умер. Современники Чехова находили сходство между знакомыми Ольги Ивановны и известными в то время посредственными актерами, литераторами, певцами (Л. Д. Донской, А. П. Ленский и др.).
Публикация рассказа в 1892 г. доставила писателю много неприятностей. Левитан хотел вызвать его на дуэль. Ленский и Кувшинникова на долгие годы прекратили с Чеховым всякие отношения. Даже совершенно незнакомые люди писали ему гневные письма, находя в рассказе сходство с собственными судьбами.
Критики весьма высоко оценили это произведение. С большой похвалой о "Попрыгунье" отзывался И. А. Бунин.
↑ Жанр и направление
Реалистический рассказ.
Суть. Основная мысль
Главная мысль рассказа заключается в резком противопоставлении двух совершенно разных общественных миров и принадлежащих к ним типов людей. Ольга Ивановна и ее знакомые "будущие знаменитости" – пустые и бесполезные люди, живущие за чужой счет. Они искренно верят в свое великое будущее, но на самом деле очень далеки от настоящего искусства. Это заурядные дилетанты с неимоверно завышенным самомнением.
Настоящий талант – скромный и добрый врач Дымов. Он стесняется говорить о своих успехах, а просто целенаправленно идет к поставленной цели. "Артистическое" общество с пренебрежением относится к ничем не примечательному мужу "талантливой" Ольги Ивановны и его научным занятиям. Истинная ценность Дымова выясняется лишь после его смерти.
↑ Характеристика главных героев
Ольга Ивановна – молодая девушка, вышедшая после смерти отца замуж за его коллегу. Она очень легкомысленна и ветрена. "Адская" влюбленность в Дымова – все лишь громкая фраза. Ольга влюблена лишь в саму себя и свои мнимые таланты. Семейная жизнь не делает женщину серьезнее. Ольга уделяет мужу очень мало внимания, продолжая отдавать предпочтение "артистам", театральным премьерам, выставкам и т. д.
Глупо выглядят "художественные" затеи Ольги (столовая "в русском вкусе", участие в свадьбе). Ольга не понимает, что ее беззаботное существование обеспечено мужем, которого она нисколько не ценит. Роман с Рябовским окончательно отдаляет ее от Дымова. Лишь смерть мужа заставляет Ольгу впервые задуматься о бесцельности своей жизни.
Осип Степаныч Дымов – талантливый и очень работоспособный врач, посвятивший всю свою жизнь науке. Он взваливает на себя непосильные обязанности (служба в больнице, частная практика, вскрытие трупов, переводы) за весьма незначительную плату. Но и честно заработанных денег Дымов практически не видит: они уходят на наряды жены и ее увлечение "искусством".
Единственная отрицательная черта Осипа Степаныча – слишком мягкий характер. Он никогда не противоречит Ольге и даже закрывает глаза не ее измену. Случайное заражение дифтеритом легко объяснимо. В финале на это прозрачно намекает Коростылев. Дымов считал своей прямой обязанностью содержать неверную жену и пытался в работе забыть о ее неверности.
↑ Темы и проблемы
Главная тема произведения – истинная ценность человека. Она раскрывается через сравнение Ольги Ивановны и ее знакомых с самоотверженным Дымовым. Большое значение имеет тема любви, верности и измены. Скромный труженик Дымов действительно любит Ольгу, доходя в этом глубоком чувстве до полного самоотречения. Для ветреной Ольги отношения с Дымовом (и брак!) – всего лишь одно из увлечений. Рябовскому не составляет большого труда склонить женщину к измене. По сути, она могла начать роман с любым из своих знакомых – "будущих знаменитостей".
Чехов поднимает в рассказе важную проблему, актуальную для любой эпохи. Очень часто талантливые люди остаются недооцененными своими современниками и умирают в неизвестности. При этом бездарности в науке и дилетанты в искусстве пользуются шумным успехом. Лишь время позволяет "отделить зерна от плевел".