Государственная премия, присужденная известному советскому художнику Григорьеву Сергею Алексеевичу, картины которого посвящены темам семьи, школы, воспитанию молодого поколения.
Время футбольного матча
Год написания картины – 1949. Основной сюжет картины любимая игра мальчишек – футбол. На картине художника – золотая погожая осень.
Желтые, сметенные ветром золотого цвета листья, оголенные кусты и деревья, небо, затянутое сизой пеленой – свидетельствуют о том, что близко наступление холодов. Короткие тени от деревьев и изображенных людей говорят о том, что светит солнце, на дворе полуденная пора.
Дети, участники игры в футбол, изображены Григорьевым на фоне окраины города, окутанной легкой осенней дымкой. Они собрались поиграть в футбол после школьных занятий на небольшом пустыре, соорудив ворота из подручных средств: портфелей, сумок, головных уборов.
Картину дополняют зрители – ребята и, присоединившийся к ним, взрослый мужчина, который может бать учителем, отцом кого-нибудь из детей, или просто прохожим, которого заинтересовала игра. Тепло одетые зрители расположились на досках, заменивших им скамейки.
На этой картине Григорьев не делает акцента на самой игре, но все внимание болельщиков сосредоточено там, где разыгрывается острая ситуация, откуда должен прилететь в ворота мяч.
Основное внимание привлекает мальчик-вратарь, это самое выразительное пятно на картине художник подчеркнул желание юного вратаря быть похожим на настоящего спортсмена. Свитер, перчатки из кожи, короткие спортивные шорты, все подчеркивает его стремление быть в глазах зрителей достойным спортсменом.
Мальчик представлен художником самым опытным и смелым игроком среди дворовых футболистов. Повязка на колене подсказывает зрителям, что мальчик падал, и не раз, бесстрашно защищая свои ворота. Наклонившись вперёд, юный голкипер все внимание сосредоточил на поле, которое художник оставил за границами картины. Только напряженностью в лице вратаря художник отразил серьёзность ситуации, стремление его главного участника любой ценой защитить ворота.
Не показывая самой игры, художник представил каждого персонажа непосредственным участником события на пустыре. Пионер в спортивном темно-зеленом костюме настолько увлечен футбольной баталией, что смотрит на происходящее с открытым ртом. Поза взрослого зрителя не лишена стремления самому принять участие в игре. Увлеченность и очарование игрой исходит от малыша в ярком спортивном костюме. Вид и поза этого персонажа показывают обиду на то, что его напрасно не принимают в игру, он знаток футбола и не хуже вратаря смог бы защитить ворота.
Мальчик с ребенком на руках внимательно следит за событиями, происходящими перед ним. Сожаление, с которым он воспринимает ход игры, вызваны тем, что ему нужно следить за ребенком, которого ему поручили родители. Он тоже любит эту игру, и не раз принимал участие в футбольных баталиях, но пока может быть только зрителем.
Для девочки с красным бантом, одетой в школьную форму, игра и её герой вызывают большой интерес. Она в данную минуту напряженно вглядывается в сторону, куда обращено напряженное внимание вратаря. Более спокойными зрителями на дворовом стадионе художником изображены две девочки, одна из них в капюшоне, другая с куклой в руках. Они могли оказаться случайно на пустыре, но вместе со всеми стали зрителями и внимательно наблюдают за игрой.
Малыш, укутанный в пуховый платок, совсем не реагирует на игру. Для него все события - прогулка на свежем воздухе с братом. Для белой собаки с черным ухом игра не представляет интереса. Она знает, что погонять мяч ей не дадут, поэтому дремлет, ожидая конца игры. Григорьев в своем произведении передал не только любовь к футболу «от мала до велика», но и показал эмоции, которые вызывает процесс игры. Нужно помнить, что картина отражает умение радоваться детей, переживших ужасы войны. Именно в картине «Вратарь» художник воплотил надежду на счастливую жизнь юного вратаря и его болельщиков.