В середине тринадцатого века, когда формировалось централизованное государство после многовековой раздробленности Руси, ее центром становится Московия. Это территория северо-восточной Руси и Москвы. В результате «собирания земель» уже к середине шестнадцатого века Московская Русь увеличилась в шесть раз.
Несмотря на то, что монголо-татарские варвары нанесли непоправимый ущерб нашей культуре, она не была истреблена полностью, и сохранила свою самобытность. Новгород и Псков, уцелевшие от монголо-татарских погромов, становятся источниками возрождения русской культуры. Здесь сохранились и древнерусская письменность, и живопись, и архитектура.
↑ Архитектура
За два с половиной столетия монголо-татарского владычества были разорены города, безвозвратно погибли ценнейшие объекты русской культуры. На сто лет остановилось каменное строительство, а вместе с ним и фресковая роспись. Основные архитектурные памятники того времени сосредоточены в двух местах: в Новгороде и в Пскове (северо-запад). Немного сохранилось памятников и на Владимирской земле в Москве и Твери. Здесь сохранились храмы из белого камня (известняка), например, в четырнадцатом – пятнадцатом веках был построен белокаменный Кремль Москвы, его Благовещенская церковь, храмы Успения Богородицы и Рождественский.
Алтарь Москвы (по выражению М.Ю. Лермонтова) – Кремль – строился в 15-16 веках. Были созваны зодчие из Твери, Пскова, Ростова и даже привлечены итальянские мастера. Русские строители широко пользовались новшествами и техническими усовершенствованиями, привнесенными итальянцами, но сохранили в своем творчестве дух древнерусской архитектуры. Так были возведены в Кремле Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Грановитая палата, колокольня Ивана Великого.
В Звенигороде доныне стоит собор Успения 1400 года, одноглавый, кубический, крестово-купольный, чем-то похожий на образцы Владимиро-суздальского зодчества. Но Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (20-е года 15 века) уже демонстрирует нам преодоление кубичности. Своды собора возвышаются ступенчато, и это придает храму динамичность, пирамидальность. Зодчие стали стремиться уменьшить массивность архитектурного целого и за счет устремленности ввысь.
↑ Живопись
Живопись этих времен сохранила домонгольские традиции. Появление самобытности связано с вторичным сближением с византийским искусством. Стало усиливаться эмоциональное начало в живописи. Но в новгородско-псковской – больше внешней свободы стиля, а в московской – больше сдержанности. Это обуславливалось и храмовой архитектурой, и интерьером: если Новгород и Псков предпочитали уютные, тесноватые пространства и неяркое освещение, то Москва – хорошо освещенные, возносящиеся ввысь.
↑ Феофан Грек
Феофан Грек – великий византиец, обретший вторую родину на Руси, обогатил новгородский стиль живописи. Его кисти принадлежат росписи в сорока храмах. В Новгороде сохранились фрески в церкви Спаса Преображения. Его приверженность идее исихазма (вера в тайную сущность Божественного света) отразилась в его фресках, где художник пытается передать внутренний свет ликов, пронзая пространство фресок лучами и бликами. И еще одна идея Феофана Грека отразилась на его творчестве: человек греховен, удален от Бога и должен с ужасом ожидать кары безжалостного Судьи-Вседержителя. И только посредники между грозным судьей и грешным человеком могут помочь, т.е. праведники и подвижники. Потому фрески Грека исполнены высокого драматизма и экспрессии.
↑ Андрей Рублев (Точный год рождения неизвестен: 1360-1370. Умер в 1430)
Андрей Рублев, непререкаемую славу которому принесли ему его гениальные шедевры иконописи, был русским живописцем с противоположной Феофану Греку концепцией. В его творениях нет трагизма и мрачной безысходности. Его Бог добр и готов к всепрощению, любви, милосердию. Его взгляд полон благожелательности и утешения. Таковы его «Спас», «Архангел Михаил», «Троица», «Апостол Павел», «Спас в силах». Они полны нежных красочных сочетаний, чарующей музыкальности, высокой одухотворенности и выдают неповторимость его вдохновения, стиля и художественного темперамента.
Главный памятник Андрея Рублева – роспись Успенского собора (г. Владимир), сделанная совместно с Даниилом Черным. Страшный суд в его фресках представлен днем духовного согласия, где люди объединены чувством любви. Андрей Рублев показывал в своем творчестве нравственную ценность человека, показывал путь к добру, красоте, истине.