Любить свою Родину — значит знать её
» Становление Русской Государственности » Культура Московской Руси

Культура Московской Руси


        Культура Московской Руси В середине тринадцатого века, когда формировалось централизованное государство после многовековой раздробленности Руси, ее центром становится Московия. Это территория северо-восточной Руси и Москвы. В результате «собирания земель» уже к середине шестнадцатого века Московская Русь увеличилась в шесть раз.

Несмотря на то, что монголо-татарские варвары нанесли непоправимый ущерб нашей культуре, она не была истреблена полностью, и сохранила свою самобытность. Новгород и Псков, уцелевшие от монголо-татарских погромов, становятся источниками возрождения русской культуры. Здесь сохранились и древнерусская письменность, и живопись, и архитектура.

 

Архитектура

 

За два с половиной столетия монголо-татарского владычества были разорены города, безвозвратно погибли ценнейшие объекты русской культуры. На сто лет остановилось каменное строительство, а вместе с ним и фресковая роспись. Основные архитектурные памятники того времени сосредоточены в двух местах: в Новгороде и в Пскове (северо-запад). Немного сохранилось памятников и на Владимирской земле в Москве и Твери. Здесь сохранились храмы из белого камня (известняка), например, в четырнадцатом – пятнадцатом веках был построен белокаменный Кремль Москвы, его Благовещенская церковь, храмы Успения Богородицы и Рождественский.

Алтарь Москвы (по выражению М.Ю. Лермонтова) – Кремль – строился в 15-16 веках. Были созваны зодчие из Твери, Пскова, Ростова и даже привлечены итальянские мастера. Русские строители широко пользовались новшествами и техническими усовершенствованиями, привнесенными итальянцами, но сохранили в своем творчестве дух древнерусской архитектуры. Так были возведены в Кремле Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Грановитая палата, колокольня Ивана Великого.

В Звенигороде доныне стоит собор Успения 1400 года, одноглавый, кубический, крестово-купольный, чем-то похожий на образцы Владимиро-суздальского зодчества. Но Спасский собор Андроникова монастыря в Москве (20-е года 15 века) уже демонстрирует нам преодоление кубичности. Своды собора возвышаются ступенчато, и это придает храму динамичность, пирамидальность. Зодчие стали стремиться уменьшить массивность архитектурного целого и за счет устремленности ввысь.

 

Живопись

 

Живопись этих времен сохранила домонгольские традиции. Появление самобытности связано с вторичным сближением с византийским искусством. Стало усиливаться эмоциональное начало в живописи. Но в новгородско-псковской – больше внешней свободы стиля, а в московской – больше сдержанности. Это обуславливалось и храмовой архитектурой, и интерьером: если Новгород и Псков предпочитали уютные, тесноватые пространства и неяркое освещение, то Москва – хорошо освещенные, возносящиеся ввысь.

 

Феофан Грек

 

Феофан Грек – великий византиец, обретший вторую родину на Руси, обогатил новгородский стиль живописи. Его кисти принадлежат росписи в сорока храмах. В Новгороде сохранились фрески в церкви Спаса Преображения. Его приверженность идее исихазма (вера в тайную сущность Божественного света) отразилась в его фресках, где художник пытается передать внутренний свет ликов, пронзая пространство фресок лучами и бликами. И еще одна идея Феофана Грека отразилась на его творчестве: человек греховен, удален от Бога и должен с ужасом ожидать кары безжалостного Судьи-Вседержителя. И только посредники между грозным судьей и грешным человеком могут помочь, т.е. праведники и подвижники. Потому фрески Грека исполнены высокого драматизма и экспрессии.

 

Андрей Рублев (Точный год рождения неизвестен: 1360-1370. Умер в 1430)

 

Андрей Рублев, непререкаемую славу которому принесли ему его гениальные шедевры иконописи, был русским живописцем с противоположной Феофану Греку концепцией. В его творениях нет трагизма и мрачной безысходности. Его Бог добр и готов к всепрощению, любви, милосердию. Его взгляд полон благожелательности и утешения. Таковы его «Спас», «Архангел Михаил», «Троица», «Апостол Павел», «Спас в силах». Они полны нежных красочных сочетаний, чарующей музыкальности, высокой одухотворенности и выдают неповторимость его вдохновения, стиля и художественного темперамента.

Главный памятник Андрея Рублева – роспись Успенского собора (г. Владимир), сделанная совместно с Даниилом Черным. Страшный суд в его фресках представлен днем духовного согласия, где люди объединены чувством любви. Андрей Рублев показывал в своем творчестве нравственную ценность человека, показывал путь к добру, красоте, истине.





19533 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из указа Петра I и ука­жи­те, где про­изо­шло сра­же­ние, о ко­то­ром идёт речь. «Сия у нас по­бе­да может пер­вая на­звать­ся, по­не­же над ре­гу­ляр­ным вой­ском ни­ко­гда такой не бы­ва­ло, к тому ж ещё го­раз­до мень­шим чис­лом бу­дучи пред не­при­я­те­лем, и по­и­сти­не оная виною всех бла­го­по­луч­ных по­сле­до­ва­ний Рос­сии, по­не­же тут пер­вая проба сол­дат­ская была и людей, ко­неч­но, обод­ри­ла, и «ма­те­рью Пол­тав­ской ба­та­лии» на­зва­на как одоб­ре­ни­ем людей, так и вре­ме­нем».
    A7
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме

Соборная площадь Московского Кремля
Соборная площадь Московского Кремля
Московский Кремль - это жемчужина не только столицы, но и всей России. Его Соборная площадь - главная площадь Кремля. Это ансамбль уникальных памятников, которые представляют собой архитектурные сооружения различных эпох, творения различных
Русская архитектура 16 века
Русская архитектура 16 века
В русской архитектуре 16 века произошел небывалый подъем. Объединение русских земель и стабилизация государственной власти привела к массовому строительству по всей территории России городов и крепостей. Росло и мастерство русских строителей.