Троица, Сошествие Святого Духа, Пятидесятница – так называют этот праздник в христианской церкви. В народном календаре его именуют Зелеными Святками, Семиком и Троицыным днем. Отмечают Троицу в воскресенье, на 50-й день после Пасхи (на 10-й день после Вознесения).
↑ История праздника
В книге Деяний сказано, что именно через 10 дней после Вознесения Христа на небо на апостолов сошел Святой Дух, когда они находились в Иерусалиме в Сионской горнице (в которой проходила Тайная вечеря). Событие это было предсказано Иисусом перед тем, как он покинул учеников, и указывало на тройственность Бога: Отец сотворил мир, Сын искупил человеческие грехи, а Святой Дух освятил землю, ведь после того, как он коснулся апостолов, была образована апостольская церковь.
↑ Церковное празднование
Служба в православных храмах в этот день – одна из самых торжественных в году. Этот праздник также считается днем поминовения усопших, поэтому на вечерне читают особые молитвы, в том числе и об упокоении душ всех умерших, во время чтения которых все, включая священнослужителей, стоят на коленях. Пол храма на Троицу устилают травой, иконы украшают ветками березы, а священники надевают зеленое облачение.
↑ Народное празднование
Зеленые святки были особенно любимы девушками, ведь именно им посвящена большая часть обрядов и традиций этого праздника. На самом деле, Зеленые Святки – это комплекс праздников, в который входили Троицкая суббота, Семик и Троица, однако с введением, в начале XV в. Православной церковью церковного праздника Троицы все обряды, ранее совершавшиеся в течение недели, постепенно сместились на 50-й день после Пасхи. В любом случае, Зеленые Святки – это граница между весной и летом, поэтому основные ритуалы были связаны с культом природы, а также с инициацией девушек и поминовением усопших (в некоторых местностях – только утопленников).
↑ Кумление и инициация
В Троицын день девушки «кумились». Для этого шли в лес, выбирали пару молодых березок, растущих рядом, и связывали их макушки. На них вешали крестик, целовались через получившийся венок и менялись платками или кольцами. Затем пели песни, водили хороводы, совершали обрядовую трапезу, обязательной составляющей которой была яичница.
Вообще березе отводилось значительное место в обрядности этих дней. На Зеленые Святки в лесу срубали березу, украшали лентами и носили вокруг полей и по деревне, устанавливали в местах, где проводили гуляния. Березовыми ветвями обязательно украшали не только иконы в церквях, но и дома.
Такое внимание именно к этому дереву объясняется тем, что оно считается вместилищем плодородной энергии, и таким образом люди старались к ней приобщиться, а также приобщить к ней поля и скот. Существует мнение, что такое представление о березе коренится в древнейших тотемических представлениях.
↑ Поминальная обрядность
Часто Зеленые Святки считались временем поминовения только тех, кто умер не своей смертью. Согласно поверьям, их души возрождались в качестве мифологических существ, а иногда возвращались в мир, чтобы вредить живым. Поэтому и поминать их полагалось обильными трапезами, гуляниями и даже кулачными боями, чтобы выказать почтение и заслужить их милость. В настоящее время поминальные обряды проводят в Родительскую субботу.
↑ Русалии
Одно из старейших названий Зеленых Святок – Русалии. Считалось, что в этот период русалки могут выходить из воды, качаться на деревьях и вступать в контакт с людьми. Поэтому в течение нескольких дней действовал запрет на посещение леса в одиночестве, занятие шитьем и купание в реке, чтобы русалки не смогли утащить человека к себе. Также следовало всячески задабривать русалок, чтобы они не только не вредили, но и помогали людям.
На сегодняшний день практически повсеместно сохранился обычай украшать в Троицу жилище березовыми ветвями, а также поминать умерших.