Кукушкина неделя, Бабья яичница, Кумитное, Маргоски, Жены-мироносицы – все это название одного праздника, вернее, семи дней второй недели после Пасхи. Самый главный день этой недели – воскресенье, который в православной традиции называется Днем жен-мироносиц.
Значение праздника.
Некоторые современные теологи склонны называть церковный День жен-мироносиц христианским аналогом Восьмого марта. Однако народное значение праздника значительно отличается и от церковного понимания, и от того смысла, который вкладывается в Международный женский день. На Руси в Маргоски женщины кумились, и, хотя они считались в этот день «именинницами», празднования, как правило, ограничивались женским кругом, мужчины в него допускались лишь в некоторых местностях.
Церковное празднование.
В некоторых районах (в частности, под Москвой) было принято в этот день женщинам приходить на церковную службу, и, подходя к кресту после обедни, подавать священнику крашеное яйцо.
Народное празднование.
В разных местностях этот праздник было принято отмечать по-разному. Объединяющими всегда оставались два элемента – преимущественное участие женщин и наличие обрядового блюда – яичницы. Так, в Беларуси женщины просто приходили в поле, чтобы съесть принесенную с собой яичницу и вслух произнести заговор на то, чтобы урожай льна был обильным.
На Руси в разных местностях этот праздник отмечали более сложными действиями. Заранее одна или несколько женщин обходили деревню, чтобы собрать яйца и другие продукты для будущего угощения. Иногда к месту празднования полагалось приходить со своей едой, как правило, обязательно было принести пару сырых яиц, несколько крашеных и печеных, причем красили яйца специально.
Трапезе предшествовал обряд кумовства: по очереди женщины снимали нательный крест и вешали его на ветку дерева. После этого к кресту подходила следующая, и, поцеловав, забирала себе, а свой вешала на его место. Таким образом, все жительницы деревни становились «кумушками» до следующего женского праздника (Духова дня). Примечательно, что в обряде участвовали и совсем молоденькие девочки-подростки, и девушки, а также замужние и пожилые женщины. После этого начинали петь обрядовые песни, девочки собирали хворост и разводили огонь, а три женщины на костре жарили яичницу, которую затем все вместе съедали, запивая квасом. Каждая рюмка кваса сопровождалась пожеланиями: девочкам желали подрасти и похорошеть, девушкам – выйти замуж, замужним женщинам – родить сына.
В некоторых местностях во время трапезы допускалось присутствие мужчин, которые должны были принести с собой сладкое угощение и водку. После застолья девушки и парни гуляли парами, обнявшись, и родители им не препятствовали. Празднование заканчивалось, как правило, на закате, хотя иногда гуляния продолжались всю ночь.
На Вятке же этот праздник считался праздником исключительно для тех женщин, которые не против поучаствовать в разгульной пирушке. Девушки туда не допускались, и замужние женщины также старались от него уклониться. Весь обряд сводится к варке пива и распитию его и водки во время трапезы, приготовленной вскладчину. Заканчивался вечер плясками.
В современных деревнях мало кто помнит о том, как предписывали отмечать этот праздник обычаи, и о самом празднике чаще всего напоминает лишь церковный календарь.
Маргоскина неделя
Статьи по теме
Лошадиный праздник
Лошадиный праздник, Хлебный день, Фрол и Лавёр – лошадники – все это названия одного народного праздника, который отмечается 31 августа. К этой дате крестьяне старались закончить все полевые работы с участием лошадей, если же этого
Власьев день
Святого Власия с древних времен почитают и католики, и православные, первые – 3 февраля, а вторые – 11-го. В церквях проходят молебны, во время которых освещают ковриги ржаного хлеба, а в некоторых местностях кладут перед изображением
Святки
Святки – праздник «от звезды и до воды», то есть от Рождественского сочельника (в который появилась Вифлеемская звезда) и до Крещения, во время которого в церквях освящают воду. Таким образом, святочные вечера продолжаются 12
Вознесение Господне
Событие, которое христиане чествуют в этот день, понятно из названия праздника – именно на сороковой день после Пасхи Спаситель вознесся на небо, пообещав людям вернуться на землю во второй раз. Вознесение всегда отмечается в четверг, однако
Праздник новолетие
Этот православный праздник – один из самых малоизвестных, и проходит незаметно для большинства людей. Тем не менее, важность его трудно переоценить, поскольку именно в день 14 сентября по новому стилю начинается церковный год. Установление
Преполовение
Праздник Преполовения – скользящий: день, на который он выпадает, зависит от того, в какой день празднуют Пасху. Преполовение знаменует середину пятидесяти дней между Пасхой и Духовым днем, или Троицей (сошествием Святого Духа), то есть