Любить свою Родину — значит знать её
» Традиции и Праздники » Маргоскина неделя

Маргоскина неделя


     Маргоскина неделя Кукушкина неделя, Бабья яичница, Кумитное, Маргоски, Жены-мироносицы – все это название одного праздника, вернее, семи дней второй недели после Пасхи. Самый главный день этой недели – воскресенье, который в православной традиции называется Днем жен-мироносиц.
Значение праздника.
     Некоторые современные теологи склонны называть церковный День жен-мироносиц христианским аналогом Восьмого марта. Однако народное значение праздника значительно отличается и от церковного понимания, и от того смысла, который вкладывается в Международный женский день. На Руси в Маргоски женщины кумились, и, хотя они считались в этот день «именинницами», празднования, как правило, ограничивались женским кругом, мужчины в него допускались лишь в некоторых местностях.
Церковное празднование.
      В некоторых районах (в частности, под Москвой) было принято в этот день женщинам приходить на церковную службу, и, подходя к кресту после обедни, подавать священнику крашеное яйцо.
Народное празднование.
     В разных местностях этот праздник было принято отмечать по-разному. Объединяющими всегда оставались два элемента – преимущественное участие женщин и наличие обрядового блюда – яичницы. Так, в Беларуси женщины просто приходили в поле, чтобы съесть принесенную с собой яичницу и вслух произнести заговор на то, чтобы урожай льна был обильным.
     На Руси в разных местностях этот праздник отмечали более сложными действиями. Заранее одна или несколько женщин обходили деревню, чтобы собрать яйца и другие продукты для будущего угощения. Иногда к месту празднования полагалось приходить со своей едой, как правило, обязательно было принести пару сырых яиц, несколько крашеных и печеных, причем красили яйца специально.
     Трапезе предшествовал обряд кумовства: по очереди женщины снимали нательный крест и вешали его на ветку дерева. После этого к кресту подходила следующая, и, поцеловав, забирала себе, а свой вешала на его место. Таким образом, все жительницы деревни становились «кумушками» до следующего женского праздника (Духова дня). Примечательно, что в обряде участвовали и совсем молоденькие девочки-подростки, и девушки, а также замужние и пожилые женщины. После этого начинали петь обрядовые песни, девочки собирали хворост и разводили огонь, а три женщины на костре жарили яичницу, которую затем все вместе съедали, запивая квасом. Каждая рюмка кваса сопровождалась пожеланиями: девочкам желали подрасти и похорошеть, девушкам – выйти замуж, замужним женщинам – родить сына.
     В некоторых местностях во время трапезы допускалось присутствие мужчин, которые должны были принести с собой сладкое угощение и водку. После застолья девушки и парни гуляли парами, обнявшись, и родители им не препятствовали. Празднование заканчивалось, как правило, на закате, хотя иногда гуляния продолжались всю ночь.
     На Вятке же этот праздник считался праздником исключительно для тех женщин, которые не против поучаствовать в разгульной пирушке. Девушки туда не допускались, и замужние женщины также старались от него уклониться. Весь обряд сводится к варке пива и распитию его и водки во время трапезы, приготовленной вскладчину. Заканчивался вечер плясками.
     В современных деревнях мало кто помнит о том, как предписывали отмечать этот праздник обычаи, и о самом празднике чаще всего напоминает лишь церковный календарь.





6382 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    К ка­ко­му из пе­ре­чис­лен­ных ху­до­же­ствен­ных объ­еди­не­ний при­над­ле­жал И. Е. Репин?
    A13
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме