Челябинский тракторный завод – настоящий ветеран отечественно промышленности, один из первенцев советской индустриализации. Крупное предприятие, которое начало свою деятельность 1 июня 1933 года.
Сегодня – завод, один из локомотивов российской промышленности. Продукция предприятия отличается великолепным качеством и надежностью.
↑ История Челябинского тракторного завода
Начало истории завода положил Совет народных комиссаров. 29 мая 1929 года Совет принял постановлении о строительстве тракторного завода, запланирована мощность – 40 тысяч машин в год. Задача более, чем амбициозная.
Проектированием завода занималась американская фирма «Альберт Кан Инкорпорейтед» из города Детройт совместно с советскими инженерами и архитекторами. Американской Фирмой руководил архитектор Альберт Кан. Это настоящее имя в истории архитектуры. С совесткой стороны проектированием занимались А. С. Фисенко, В. Швецов и А. Величкин.
Уже 15 мая 1933 года с конвейера завода сошел первый трактор. Модель назвалась «Сталинец-60», а ее прототипом был американский «Caterpillar 60». Торжественное открытие завода состоялась 1 июня 1933 года. С тех самых пор началось динамичное развитие завода.
Челябинский тракторный завод фото
В 1936 году тракторы участвовали в грандиозном мероприятии - "Снежный поход". Машинам предстояло пройти 2 тысячи километров по Якутии. 50 градусный мороз, суровые дороги – тракторы справились со всеми препятствиями, выпавшими на их долю. В довоенные годы из ворот завода вышло более ста тысяч машин. Модель С-65 была отмечена дипломом "Гран-при" на выставке в Париже. Это большое признание для завода и всей советской промышленности.
↑ Челябинский тракторный завод во время ВОВ
Незадолго до начала Великой Отечественной Войны завод стал выпускать продукцию военного назначения. Первой военной машиной сошедшей с конвейера стал артиллерий тягач «Сталинец-2». А перед самым началом войны завод освоил выпуск знаменитых танков «КВ».
В годы Великой Отечественной войны на заводе наладили производство артиллерийских тягачей и тяжёлых танков КВ-1, про трактора тоже не забывали. После первых неудач советской армии, из городов началась эвакуация заводов. Часть из них эвакуировали в Челябинск. ЧТЗ переименовали в Кировский завод Наркомтанкопрома.
Эвакуированные заводы стали настоящим танковым комбинатом, который в народе прозвали «Танкоград». За годы эвакуации, «Танкоград» выпустил 13 новых типов танков и САУ, шесть новых дизельных моторов. Удивительно, но именно тут, да еще и в годы войны, впервые в мире, поставили сборку тяжелого танка на конвейер.
В период с 1941 по 1945 год завод был награжден Орденом Красной Звезды, дважды Орденом Ленина, Орденом Кутузова I степени. Родина по достоинству оценила трудовой подвиг завода и его работников.
↑ Челябинский тракторный завод после войны
После войны страна возвращалась к мирной жизни. Тракторный завод вставал на гражданские рельсы. В январе 1946 года с конвейера сошел первый, послевоенный гражданский трактор - "Сталинец-80" (С-80). В дальнейшем, в советский период истории завод наладил серийное производство таких моделей как: С-100, ДЭТ-250, Т-100М, Т-800, ДЭТ-250М2. Тракторы, выпущенные в стенах завода, участвовали в освоении труднодоступных районов. Распашка, земли, освоение целины – везде участвовали трактора ЧТЗ.
↑ Новая история ЧТЗ
После развала Советского Союза ЧТЗ был приватизирован, превращен в акционерное общество. В этом он повторил судьбу большинства заводов и предприятий. ЧТЗ стал называться ОАО «УРАЛТРАК». Спустя четыре года решением акционеров завод опять сменил название на «Челябинский тракторный завод».
В 1998 году в стране грянул невиданный кризис, государство объявило себя банкротом, случился дефолт. Заводу была уготовлена такая же судьба – банкротство. Предприятие было реорганизовано, и восстало из пепла под именем ООО «ЧТЗ-Уралтрак». С тех пор дела на заводе налаживаются. В серийное производство вышел танковый дизель В-92 С2, тракторы Т10, ДЭТ-320, Т10М. В 2011 году ЧТЗ стал частью Уралвагонзавода.
На базе ЧТЗ при поддержке и управлении Уралвагонзавода формируется дивизион тяжелого машиностроения. ЧТЗ – безусловно, лидер рынка, продукция которого пользуется спросом в России, странах СНГ и Азии.
↑ Продукция ЧТЗ
Челябинский тракторный завод выпускает строительную спецтехнику в большом ассортименте. Техника высочайшего качества и надежности.
Тракторы ЧТЗ:
- Трактор Т10М (базовая модель)
- Трактор Т10МБ (болотоходный)
Бульдозеры:
- Бульдозер Б10М (Механическая трансмиссия
- Бульдозер Б10М.6100
- Бульдозер Б10М с гидромеханической трансмиссией
- Бульдозер Б10М2
- Бульдозер Б10МБ (болотоходный)
- Бульдозер Б10М с тяговой лебедкой
- Бульдозеры Б10М2С и Б12С
- Бульдозер Б11
- Бульдозер Б11.8000
- Бульдозер Б12
- Бульдозер Б14
- Бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-250М2
- Бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-320
- Бульдозерно-рыхлительный агрегат ДЭТ-400
Трубоукладчики:
- Трубоукладчик ТР20.22.01
- Трубоукладчик ТР12.22.01
Фронтальные погрузчики:
- Фронтальный погрузчик ПК70 / ПК70К
- Фронтальный погрузчик ПК-65
- Фронтальный погрузчик ПК-55
- Фронтальный погрузчик ПК-46
- Фронтальный погрузчик ПК-30
Компакторы:
- Компактор БКК2
Мелиоративная и лесная техника:
- Трактор Б10М с мульчером
- Трактор Б10М с корчевателем
- Бульдозер для лесного хозяйства
- Экскаватор траншейный на базе трактора ЧТЗ
- Каналоочиститель на базе трактора ЧТЗ
- Кавальероразравниватели на базе тракторов ЧТЗ
- Бульдозер Б10М с клином-толкателем
- Трактор Б10М с плугом.
↑ Интересные факты
- За свою история завод выпустил 1 268 000 единиц спецтехники.
- 12 рабочих ЧТЗ удостоены звания Героя Социалистического труда.
- ЧТЗ награждён Орденом Дружбы государства Вьетнам
↑ Итоги
ЧТЗ – современный завод, с огромным пластом истории, крепкими производственными традициями. Завод – гордость российской промышленности, новатор импорт замещения, экономическая опора региона.