Московский автомобильный завод, выпускавший легковые машины с немудреным названием «Москвич», в свое время сумел наполнить рынок и удовлетворить спрос отечественного потребителя.
↑ Начало
06.11.1930 новый завод по производству автомобилей в Москве запустил свой первый и главный конвейер. Этот день и считается датой рождения завода. Строились грандиозные планы: выпускать 24 тысячи машин в год. Сначала завод выпускал модели «Форд» из запчастей, поступающих из Америки, потом – двигатели к комбайну «Коммунар», а в 1935 г. началась реконструкция, чтобы увеличить производство и выпускать 60 тысяч автомобилей в год.
↑ Малолитражки
05.03.1939 завод получил приказ переоборудовать завод с целью выпуска малолитражных автомобилей. Для усовершенствования процесса на предприятии даже открыли свой конструкторский отдел, который проводил также и экспериментальные работы. Модель малолитражки решено было назвать КИМ 10-50, а его версию без верха – 10-51. Закончилась реконструкция в апреле 1940 г., после чего некоторое время выпускались только узлы для малолитражек, и вот, наконец, вышел первый автомобиль КИМ 10-50.
Выяснилось, что к серийному выпуску таких машин завод еще не был готов. К тому же случилось непредвиденное обстоятельство: в августе того же 1940 г. правительство закупило в Германии автомобили Опель и устроило их смотр, а после осмотра отечественной малолитражки под впечатлением от немецкой машины Сталин велел все советские малолитражки делать четырехдверными. Его указание выполнили. Но массовым производство тогда так и не стало. К концу 40-го года завод выпустил всего 16 автомобилей, а к апрелю 41-го едва успели собрать сотню. А потом началась война, в связи с которой все планы по малолитражкам пришлось отложить в долгий ящик.
↑ Во время войны
Война и возникшие с ней экстремальные обстоятельства заставили снова преобразовывать завод, на этот раз на производство боевых снарядов. Единовременно на заводе производились работы по ремонту военной техники. А когда по ленд-лизу наша страна получила иностранную военную технику, то Московский завод начал выпускать запчасти для нее. А уже в 44-ом году заводу было приказано возобновить выпуск малолитражек.
В конце мая 45-го завод получил приказ построить новые цеха, расширить производство и дать новое название предприятию – Московский завод малолитражных автомобилей, сокращенно – МЗМА. «Москвич – 400» Новую модель, которую освоили в конце лета 45-го года, назвали «Москвич – 400», а ее серийный выпуск начался в 46-ом. До 1954 года все шло без изменений, потом модель несколько усовершенствовали дали название «Москвич 401». На тот же год пришелся и выпуск 150-тысячного автомобиля. Так продолжалось до 1956 г.
↑ Первое испытание гонкой
Автомобиль все время совершенствовался и обновлялся. И вот в 1958 г. пришло время оценить машину на международном уровне. На Брюссельскую всемирную выставку легковых автомобилей решено было отправить модели с индексом 407 и 423 как самые удачные из последних моделей «Москвичей». Наши машины были высоко оценены, получили наградные дипломы и золотые медали. И в том же году состоялось ралли «Тысяча озер», где дебютировали уже прославленные «Москвичи». Эта гонка, на которой команда завоевала третье место, возвысила рейтинг «Москвича».
↑ Миллионный «Москвич»
Несколько лет автомобиль еще совершенствовали, изменяли узлы моделей, двигатели. Наладился экспорт. В 1967 г. двигатели к машинам стали производить на Уфимском заводе. И, наконец, 18.06.1967 коллектив предприятия отпраздновал долгожданный юбилей – выпуск миллионного автомобиля «Москвич -408». Новые автомобильные гонки В течение нескольких лет автомобили АЗЛК участвовали в международных соревнованиях гонщиков: - 1968 – гонка Лондон – Сидней (4-е место в общем зачете) - 1970 – гонка Лондон- Мехико (2-е, 3-е, 4-е места в личном зачете) - 1971 – гонка Тур де Европа (1-е место) - 1974 – гонка Тур де Европа (1-е место). Эти соревнования надолго укрепили репутации «Москвича».
↑ На пике успеха
Первая половина 70-ых была для завода более успешной порой. Показателем успеха был в первую очередь тот факт, что 50 процентов производимых на заводе автомобилей экспортировались. В 1974 г. на счету предприятия было уже два миллиона «Москвичей». Заслуги коллектива ознаменовались второй крупной наградой – Орденом Октябрьской революции, который был вручен заводу в предпраздничные дни – 30.12.1975.
↑ Постепенный спад
Начиная со второй половины 70-ых, на заводе было принято несколько ошибочных решений, которые привели к непредсказуемым последствиям. Конечно, пристраивались корпуса цехов, разрабатывались новые модели, в том числе – собственные более совершенные двигатели. И даже оборудование для их выпуска было завезено. К концу 80-ых уже почти все было готово для производства новых автомобилей. Но грянул кризис 90-ых и обрушил радужные перспективы. Оказалось, что 800-миллионный долларовый долг, взятый на переоборудование завода, вернуть невозможно. И уже нет средств на завершение работ. Новый цех был опечатан, его оборудование куда-то вывезено, а следы канули в Лету.
↑ Открытое акционерное общество
Новые условия, продиктованные экономическим кризисом, заставили завод АЗЛК превратиться в ОАО «Москвич» (1994). В 1996 г. конвейер на предприятии вообще остановился. Но все же кое-что еще производилось, например, для модели «Москвича – 2141» были адаптированы двигатели «Рено» и даже некоторое время такие автомобили выпускались серийно. При новом генеральном директоре Р. А. Асатряне завод разработал модель автомобиля так называемого бизнес-класса, но его продажи не оправдали надежд.
↑ Банкротство
Дефолт 1996 года окончательно разрушил огромное и когда-то перспективное предприятие. Исчезли оборотные средства, росли долги. В результате 2001 год завод встретил полным упадком производства и долгом в 500 миллионов рублей, а к концу этого же года завод окончательно остановил выпуск своего производства. Несколько лет тянулась процедура признания экономической несостоятельности предприятия. Наконец, в 2006 году завод официально получил статус банкрота.