Юрий Живаго образ
1. Общая характеристика. Юрий Андреевич Живаго - главный герой романа Б. Пастернака "Доктор Живаго".
Это представитель интеллигенции, врач, поэт, попавший в водоворот революционных событий в России.
Живаго участвует в Первой мировой и Гражданской войнах. Для автора он представляет собой идеал человека, несмотря ни на что сохраняющий в себе доброту и порядочность.
2. Значение фамилии. Пастернак взял фамилию своего героя из церковнославянской молитвенной фразы - "сына Бога живаго". Таким образом она происходит от слова "живой". Роман начинается с парадокса, когда на вопрос "Кого хоронят?" следует ответ - "Живаго". Похороны "живого" (точнее "живой") - символ, означающий начало великих испытаний не только для маленького Юрия, но и для всей России.
Главному герою очень часто грозит смертельная опасность, жив он остается каким-то чудом. По иронии судьбы умирает он на улице от остановки сердца. Физическая смерть Живаго не означает смерти духовной. Юрий Андреевич остается жить в своих стихах и в памяти близких людей.
3. Характер. Юрий Живаго практически не имеет собственной воли и просто "плывет по течению". Он не желает принимать участия в исторических потрясениях. Мечта доктора - найти тихий укромный уголок и спрятаться в нем. На судьбу Живаго огромное влияние оказывают окружающие люди: жена Антонина, Лара, брат Евграф.
Самому Юрию с большим трудом дается принятие важных решений. Бесхарактерность Юрия Живаго ведет корни от идей Л. Н. Толстого, который считал, что единичная воля не оказывает никакого влияния на исторический процесс. Доктор случайно оказывается на переломе истории и пытается хоть как-то приспособиться.
4. Мученичество. В романе очень много христианской символики. Слова и фразы из молитв - органическая часть внутренних монологов Юрия Андреевича. Непростая судьба доктора дает основания считать его мучеником новой эпохи. Это сближает главного героя с образом Иисуса Христа. Православное мироощущение Живаго вступает в прямое противоречие с новой властью. Доктор постоянно ходит по краю пропасти, но не может стать таким, как все.
5. Три женщины Живаго. Личной трагедией главного героя становится мучительный выбор между двумя страстями: к жене и к Ларе. Для нравственного идеала (каким представляет Живаго автор) одновременные отношения с двумя женщинами выглядят достаточно странно. Но это объясняется опять же нерешительностью и мягкостью Юрия Андреевича.
К женитьбе на Тоне Живаго подтолкнула умирающая Анна Ивановна ("Поженитесь. Вот я и сговорила вас"). Главный герой, как обычно, принял судьбоносное решение под чужим влиянием. К жене он, однако, очень сильно привязался. Антонина олицетворяла для него домашний уют и покой. Это было особенно важно в свете будущей войны.
На фронте Живаго встретил Лару и влюбился по-настоящему. Роман начался уже на Урале, где главный герой с семьей пытались скрыться от революционной стихии. Юрий Андреевич разрывается между Антониной и Ларисой. Бесхарактерный интеллигент впервые в жизни должен сам изменить свою судьбу. Сделать этого он не может.
Вновь вмешиваются внешние обстоятельства. Мобилизованный в красный отряд Живаго теряет семью. На его долю выпадает кратковременное счастье с Ларой, но и с этой женщиной он расстается навсегда. В конце концов Юрий Андреевич добирается до Москвы и начинает жить с Мариной. К этому времени он совершенно опускается. Марина сама выбирает его в "мужья", проявляя чудеса самопожертвования.
6. Оценка образа. Доктор Живаго - крайне противоречивый образ. Он вызывает к себе лишь жалость и сочувствие. Бесхарактерность и нерешительность Юрия Андреевича делают несчастными и окружающих его людей. Проявление хоть какой-нибудь воли во многих ситуациях действительно могло улучшить его судьбу. Врач и поэт совершенно отстраняется от реальной жизни, что обрекает его на одиночество и смерть.