Анализ стихотворения Пастернака Зимняя ночь
1. История создания. Произведение "Зимняя ночь" входит в стихотворную часть знаменитого романа Б. Пастернака "Доктор Живаго". Точная дата написания стихотворения неизвестна. По одной версии оно было создано в 1946 г., по другой - в период завершения работы над романом (1955). Женский образ в произведении исследователи связывают с последней любовью поэта - О. Ивинской.
2. Жанр стихотворения - философско-любовная лирика.
3. Главная тема - противостояние человека жизненным невзгодам. Метель символизирует собой суровый и беспощадный окружающий мир. Он пытается подчинить себе лирического героя, убить в нем индивидуальную личность. Горящая свеча становится символом надежного убежища, спасительного маяка, возле которого можно спрятаться от разбушевавшейся стихии. Бороться со "снежной мглой" в одиночку невероятно тяжело. Лирический герой бесконечно счастлив, что ему на помощь приходит любимая женщина.
4. Композиция произведения кольцевая. Последняя строфа неточно повторяет первую по тексту, но в смысловом плане идентична ей: "мело, мело по всей земле" - "мело весь месяц".
5. Размер стихотворения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
6. Выразительные средства. Творчество Пастернака очень сложно для понимания. Стихотворение "Зимняя ночь" перенасыщено символами, сравнениями, иносказаниями. Роль эпитетов незначительна: "озаренный", "седой и белой". Бросаются в глаза оригинальные метафоры ("слезами с ночника... капал", "жар соблазна") и сравнения ("как... мошкара", "как ангел"). Центральная антитеза выражается через противостояние свечи, пламени, жара и метели, "снежной мглы". Спасительный образ повторяется в рефрене "Свеча горела на столе, свеча горела".
7. Главная мысль стихотворения заключается в том, что человек всегда может найти в себе силы преодолеть враждебные обстоятельства. В этом проявляется убеждение Пастернака в творческой свободе и независимости. Автор, безусловно, имеет в виду строгие цензурные рамки, установленные в Советском Союзе. Лирический герой создает для себя отдельный внутренний мир и вместе с любимой женщиной замыкается в нем. Происходящие при пламени одинокой свечи "судьбы скрешенья" проводят резкую границу между влюбленными и окружающим миром. Им уже нет никакого дела до разыгравшейся вокруг дома метели. Она не может проникнуть через стены и оставляет лишь свои следы на окне - "кружки и стрелы". Это ярко выраженное стремление к тому, чтобы отгородиться от окружающих, стало предметом яростной советской критики. Стихотворение "Зимняя ночь" представляли образцом упадничества и пошлости. Несмотря на общий печальный тон, произведение содержит в себе оптимизм и надежду Пастернака. Окружающая враждебность не может длиться вечно. Вынужденное заключение на крохотном "островке" собственного мира когда-нибудь закончится. Не случайно в финале автор конкретизирует время действия - февраль. Самый суровый, насыщенный бурями и метелями месяц в то же время означает близкое приближение весны.
Пастернаку не суждено было дожить до тех дней, когда его творчество получило полное признание на Родине. После публикации "Доктора Живаго" на Западе он стал объектом яростной травли. Стихотворение "Зимняя ночь" стало пророческим. От Пастернака отвернулись многие бывшие друзья и знакомые, а "февраль" закончился в 1988 г., когда роман "Доктор Живаго" был впервые опубликован в СССР.