Анализ стихотворения Тютчева День и ночь по плану
1. История создания. Ф. И. Тютчев прославился, прежде всего, в области пейзажной лирики. Но перу великого поэта принадлежат произведения и других жанров. Особый интерес представляет философское стихотворение "День и ночь" (1839 г.).
2. Жанр произведения - философская лирика.
3. Основная тема стихотворения - противостояние дня и ночи. Для автора это не просто разное время суток. День и ночь лежат в основе дуалистического строения всего мироздания. Это две противоположные стихии, подобные добру и злу. Традиционно принято говорить: "под покровом ночи", "ночь накрыла собой..." и т. д. Автор же высказывает очень интересную мысль.
Первична "бездна безымянная", на которую божественная сила набрасывает "златотканный покров", символизирующий собой день. Этот "благодатный покров" закрывает весь существующий на земле мрак и ужас. День приносит "исцеленье" человеческим душам, в которых воцаряются радость и счастье. День доставляет удовольствие и людям, и богам. Идиллия резко обрывается с приходом ночи, которая безжалостно срывает покров с таинственного и страшного мира духов. Человек остается один на один со "страхами и мглами". Ночью боги ничем не могут помочь людям. Мир погружается в атмосферу ужасов и кошмаров.
4. Композиция. Произведение состоит из двух противоположных по смыслу частей. В первой части описан счастливый и безмятежный день, во второй - ужасная ночь.
5. Размер стихотворения - четырехстопный ямб с кольцевой рифмовкой.
6. Выразительные средства. Главным средством художественной выразительности, лежащим в основе структуры и смыслового содержания произведения, является антитеза (противопоставление для и ночи). Она выражена через эпитеты ("златотканный", "блистательный" - "безымянной", "рокового"). День определяется как "земнородных оживленье", "друг человеков и богов". Отсутствие глаголов подчеркивает покой и умиротворение. "Безымянная бездна" ночи описана с большой динамикой ("сорвав, отбрасывает прочь"). Для придания произведению торжественности и значительности поэт широко использует архаизмы: "сей", "земнородных", "мглами".
7. Главная мысль стихотворения заключается в том, что вся Вселенная, в том числе душа человека, делится на две равные половины: темную и светлую. На этом основано равновесие и гармония мироздания. Ночная бездна намного старше дневного мира. Люди смогли частично избавиться от своих страхов благодаря богам. Но с наступлением ночи в душе человека просыпаются древние инстинкты и подсознательные воспоминания о первобытном хаосе. Люди вновь чувствуют себя беспомощными и беззащитными перед таинственными темными силами.