Анализ стихотворения Гамлет Пастернака по плану
1. История создания. Произведение "Гамлет" открывает стихотворный цикл, помещенный Пастернаком в роман "Доктор Живаго". Оно было написано в 1946 г. В этот период Пастернак работал над статьей о Блоке, затрагивая, в частности, гамлетовскую тему в его творчестве.
2. Жанр стихотворения - философская лирика.
3. Главная тема произведения - предопределенность жизни человека. В самом романе стихотворение "Гамлет" напрямую связано с темой большого города - "необозримого огромного вступления к жизни". Когда-то Юрию Живаго "надлежало победить" этот город, но по хронологии романа он пишет стихотворение незадолго до смерти, когда уже ничего не может сделать для спасения обреченного мира.
В более широком смысле лирический герой "примеряет" гамлетовскую роль, для того чтобы сыграть в драме всей своей жизни. Предстоящая игра будет нелегкой. Автор подчеркивает это, используя библейский сюжет. В Гефсиманском саду Иисус Христос испытывал колебания, перед тем как окончательно решился принять мучительную казнь для искупления первородного греха ("Если только можно... чашу эту мимо пронеси").
Лирический герой согласен исполнить роль Гамлета, но понимает, что предстоящая жизненная драма будет намного серьезнее сценической постановки. Самое ужасное заключается в том, что он уже обречен. В жизни, как и на сцене, невидимым режиссером давно "продуман распорядок действий". По сути, какой бы ни была игра лирического героя, его ждет один и тот же "конец пути". Несмотря на неизбежность и неотвратимость финала, избежать участия в драме невозможно. Лирическому герою остается лишь принять выпавшие на его долю испытания ("жизнь пройти - не поле перейти").
4. Композиция стихотворения последовательная.
5. Размер произведения - пятистопный хорей с перекрестной рифмой.
6. Выразительные средства. В основе всего стихотворения лежит сравнение жизни человека с разыгрываемой на сцене пьесой. Поэтому "подмостки", "тысяча биноклей", "распорядок действий" выступают в качестве аллегорий. Глубокий философский смысл придает произведению использование библейских мотивов (обращение "Авва Отче", "фарисейство").
7. Главная идея стихотворения - человек бессилен в борьбе с неизбежным роком, особенно в условиях глобальных исторических потрясений. Гамлетовский вопрос "быть или не быть?" приобретает совершенно иное звучание. Этот вопрос был жестко поставлен перед всей русской интеллигенцией в 1917 г. Положительный ответ на него для большинства означал трагический финал жизненной драмы. Революция сделала участниками кровавой пьесы практически все население страны. Подавляющая часть "актеров" не возражала, но для остальных заранее расписанная "игра" оказалась невыносимой.