Один день Ивана Денисовича анализ по плану
1. История создания. Замысел рассказа "Один день Ивана Денисовича" возник у А. И. Солженицына на рубеже 1950-1951 гг., когда он отбывал заключение в Экибастузском особом лагере.
Написано произведение было в 1959 г. в Рязани, где писатель работал учителем. В 1961 г. Солженицын послал рассказ в "Новый мир".
Через год по личному указанию Хрущева он был напечатан. В свет вышло три издания "Одного дня Ивана Денисовича".
С 1971 г. все они изымались из библиотек и уничтожались. Лишь с 1990 г. произведение вновь начало публиковаться в России.
Прототипом главного героя был солдат Шухов, с которым Солженицын воевал в Великую отечественную войну. Остальные персонажи взяты писателем из лагерной жизни.
2. Смысл названия. В рассказе описан один день из жизни обычного лагерного заключенного, один из трех тысяч шестьсот пятидесяти трех. Эти дни практически ничем не отличаются друг от друга. Автор мог взять любой из всего долгого срока.
Для Солженицына было важно вырвать отдельную личность из вневременной безликой массы, показать, что это - живой человек со своими радостями и бедами.
3. Тема. Основная тема рассказа - судьба заключенного в сталинском лагере. Публикация рассказа вызвала большой общественный резонанс. После знаменитого доклада Хрущева о "культе личности" стали появляться первые робкие попытки критики сталинской системы. Однако еще ни разу страшная правда не была показана в такой ужасающей наготе. Люди, естественно, знали о лагерях по разговорам и слухам, но разделяли господствующие мнение: сидят только "враги народа".
В рассказе Солженицына показан обычный человек, который ни в чем не виновен. Он попадает в безжалостную карательную мясорубку и вынужден на протяжении десяти лет просто выживать. Шухов даже не надеется на освобождение. Он рад каждому прожитому дню, куску хлеба, порции баланды, одной минуте отдыха.
Лагерная жизнь поражает своей "будничностью". Шухов полностью смирился со своим положением и буквально "врос" в противоестественную систему. Он хорошо знает, как себя надо вести по отношению к охране и другим заключенным, как уберечь добро от "шмона", как "закосить", как "заработать" лишнюю пайку или окурок. От этих бесполезных на воле знаний зависит его жизнь. Из таких иванов денисовичей состоит весь лагерь.
Среди всех заключенных лишь один (!) человек является настоящим шпионом. Многие до сих пор считают, что в их случае была совершена чудовищная ошибка, которую без сомнения исправят.
4. Проблематика. Центральная проблема произведения - бессилие человека перед тоталитарной системой. Осужденные по политической статье не имели никаких шансов на смягчение наказания или пересмотр дела. Проще было смириться и забыть обо всех надеждах. Шухов думает не об освобождении, а о возможной прибавке к сроку.
В рассказе остро поставлена проблема нечеловеческих условий содержания заключенных. Голод, холод, унижения и побои, тяжелая работа подрывают не только физическое, но и душевное здоровье людей. В лагере человек может утратить чувство собственного достоинства, полностью деградировать. Яркий пример - заключенный Фетюков. Немаловажное место занимает проблема человеческих взаимоотношений.
В лагере складывается особая иерархия. Верить нельзя никому. Шахов сумел занять свое место и прочно держится за него. Он пользуется уважением у других заключенных. Особо пригодилось Ивану Денисовичу умение научиться любой работе.
5. Чему учит автор. В рассказе "Один день Ивана Денисовича" Солженицын резко осуждает насилие над невинными людьми, попрание элементарных человеческих прав. Тоталитарный режим сам роет себе могилу. Государство нельзя превращать в тюрьму, а его граждан - в бессловесных рабов. Любая диктатура в конце концов неизбежно падет, но страдание ее жертв уже никогда никто не искупит.