«Евгений Онегин» - роман в стихах А. С. Пушкина. Явился самым значительным его произведением и оказал влияние на всю последующую русскую литературу. В. Г. Белинский справедливо назвал его «энциклопедией русской жизни» и «поистине народным произведением».
История создания. Роман писался целых семь лет – с 1823 по 1830 год. Произведение было итогом его многолетних и разносторонних наблюдений. Сам Пушкин называл его написание «подвигом»; это одно из двух его произведений (второе – «Борис Годунов»), получивших от самого автора такую характеристику.
Смысл названия. Пушкин, решив отойти от романтизма, задумал создать реалистическое произведение, посвящённое типичному представителю тогдашнего общества. Именем этого героя и был назван роман. Поэт желал создать роман, подобный байроновской поэме «Дон Жуан», и вывести в нём такого же представителя своего времени, как и герой Байрона.
Род и жанр. «Евгений Онегин» - роман, знаменующий переход Пушкина от романтизма к реализму. В первых главах романа, впрочем, заметны и черты романтизма. В этом произведении автор детально изображает быт и нравы российского общества того времени: одежду, моду, развлечения, интересы людей; изобразил крепостное право, «барскую» Москву и «светский» Петербург. И в центре всего этого – любовная история, в которой тоже, казалось бы, нет ничего «из ряда вон выходящего».
Примечательно, что события в романе развиваются во вполне определённые годы, примерно совпадающие со временем его написания. Отмечается, что каких-либо единых прототипов герои «Евгения Онегина» не имели; частично они «списаны» с реальных лиц, по большей части друзей и современников Пушкина, однако ни один из них не стал определяющим. Наоборот, с персонажами романа отныне стали сравнивать себя реальные люди.
Сюжет. Евгений Онегин – молодой столичный дворянин, ведущий шумную светскую жизнь, но внезапно впадающий в хандру. Он получает известие о том, что его дядя заболел, и вынужден уехать из Петербурга к нему в деревню. Дядя умирает, оставляя имение Евгению, и тот поселяется там, однако его неудовлетворённость жизнью не проходит. По соседству поселяется Владимир Ленский, молодой поэт. Он влюблён в Ольгу Ларину – дочь местного помещика. Сам же Онегин влюблён в её старшую сестру Татьяну.
Девушки очень разные. Ольга – красивая, весёлая и активная, но недалёкая, «В чертах у Ольги жизни нет». Татьяна, наоборот, всегда серьёзная и задумчивая, это и привлекает Онегина. Однако он не желает вести спокойную семейную жизнь, поэтому когда Татьяна в письме признаётся ему в любви, он отвергает её. На день рождения Татьяны были приглашены оба героя. Онегин не желает ехать, но Ленский уговаривает его, обещая, что мероприятие будет проведено в тесном кругу «своих».
Герои едут к Лариным, но Онегин, к своему удивлению, обнаруживает там шумное общество. Из-за этого он не на шутку обиделся. Желая отомстить Ленскому, он прилюдно начинает заигрывать с Ольгой. Ленский вызывает его на дуэль, но сам гибнет от пули Онегина. После этого Онегин уезжает из деревни. Через три года он оказывается в Петербурге, где встречает Татьяну. Она теперь замужем за богатым генералом и хранит ему верность, хотя и признаётся, что не любит его. Она по-прежнему влюблена в Онегина, но не имеет возможности реализовать свои чувства. На этом повествование заканчивается.
Следующая глава была посвящена путешествию Онегина, однако она сохранилась лишь во фрагментах, приложенных к основному тексту. Один из фрагментов этой главы содержал острую критику государственной политики, в том числе подготовки к военным действиям; Пушкин предпочёл уничтожить этот фрагмент, чтобы избежать преследования властями.
Проблематика. Белинский назвал «Евгения Онегина» историческим произведением, хотя в нём нет ни одного исторического лица. Компактно, но детально Пушкин описал практически все стороны русской жизни начала XIX века – сразу после «наполеоновских походов» русской армии и до восстания декабристов.
В одном не очень большом произведении уместились и московская жизнь, и петербургская, и жизнь русской деревни. Простота основного сюжета позволила поэту уделить особое внимание деталям: какие костюмы носят герои, как они называются, под каким влиянием они появились в русской культуре и почему в русском языке для этих вещей «названий нет» (впоследствии они «появились» - иностранные заимствования прочно укрепились в русском языке и перестали быть достоянием аристократического «салонного сленга»).
Впервые в русской литературе в качестве героя выведен «лишний человек». Онегин – это представитель базового социального слоя русского общества (дворянин средней руки), которому не нашлось места в привычной жизни этого общества. При этом Онегин не рассматривается как сугубо отрицательный или положительный персонаж. Он, скорее, порождение определённой социальной среды. Отец-неудачник, проматывавший своё состояние, но пытавшийся сохранять светский лоск и видимость успеха; несерьёзный гувернант-француз, не обременявший его занятиями; развлекательная бульварная литература – только её Онегин иногда пролистывает, не желая читать что-то более серьёзное…
Онегин проводит свою жизнь в развлечениях, ездит на балы и не желает пробовать себя в какой-либо деятельности; в те годы дворянину полагалось либо работать чиновником, либо служить в армии, но Онегин не желает этим заниматься. Он умеет соблазнять женщин, однако по-настоящему никого не любит. В то же время в поведении Онегина чувствуется неприязнь той несправедливости, которая царит в «серьёзном» дворянском мире.
Получив от дяди в наследство имение, он отказался от дикой и несправедливой, да к тому же устаревшей барщины, облегчив тем самым жизнь своим крестьянам, ввёл в своих владениях либеральные порядки. Не желая окунаться в мир госслужбы и армии, он разочаровался и в светской жизни. В конце концов он по-настоящему влюбился, однако его чувства остались неразделёнными: Татьяна выбрала участь богатой генеральши, хотя эта участь и была лишена живых чувств и подлинного счастья.
Онегин, воспитанный в атмосфере лжи и условностей, в один прекрасный момент прозрел, но после этого он не нашёл единомышленников и оказался «лишним». Можно заметить, что Пушкин оставляет своего героя в таком состоянии. Неизвестно, как могла бы развиваться судьба Онегина в дальнейшем. Герой остаётся на пике отчаяния, разве что в «дополнительной» главе он отправляется в странствия.
Однако исследователи отмечают в романе намёки, говорящие о последнем намерении Онегина… покончить с собой. «Блажен, кто праздник жизни рано Оставил, не допив до дна Бокала, полного вина, Кто не дочёл её романа И вдруг сумел расстаться с ним, Как я с Онегиным моим». Последняя строчка весьма двусмысленна: либо поэт, дописавший роман, расстаётся со своим героем, либо поэт и его герой принимают решение расстаться с жизнью. Последнее тесно перекликается с переживаниями и размышлениями самого Пушкина в 1830 году. Почему?
Да потому, что поэт, в то время влюблённый в юную Гончарову, боялся, что она его отвергнет, поскольку он был тогда уже «пожилым» - ему больше 30 лет, ей – всего двадцать. Такими размышлениями переполнен и сам текст романа; собственно, последний раз Онегин и Татьяна встречаются, когда им было ровно столько же лет. Мысли о смерти, да ещё и по собственному желанию, усиливались у Пушкина ещё и тем, что имение, в которое он приехал, страдало от холеры – страшного заболевания, часто заканчивающегося смертью.
«Любви все возрасты покорны», - гласит один из самых известных фрагментов романа, однако дальше разъясняется, что благотворна эта любовь только для молодого поколения, а «в старости» не приносит никакого удовольствия и даже разрушительна. В этом, видимо, и кроется ключ к пониманию того, почему в конце Татьяна отвергает Онегина. Другой знаменитый фрагмент – «Чем меньше женщину мы любим…» - объясняет, что Онегин упустил свой шанс, не ответив взаимностью Татьяне в первый раз, и погубил её, разбив её сердце и заставив разочароваться в любви. Пушкин, конечно, не покончил с собой в 1830 году, но в этот период его стихи пронизаны неким «старческим» отчаянием. Поэт как бы опечален тем, что не смог окончить жизнь рано. Видимо, своего Онегина он сделал более счастливым, предоставив ему такую возможность.
Герои и их прототипы. Как уже было сказано, герои «Евгения Онегина» не имеют однозначных реальных прототипов, однако на их образы так или иначе повлияли многие исторические лица. Вот, например, список прообразов самого Онегина:
- П. Я. Чаадаев – считается главным прототипом; его биография очень напоминает жизненный путь Онегина.
- Александр Раевский.
- Джордж Байрон. Также источниками для образа Онегина послужили многие светские знакомцы Пушкина и, конечно же, персонажи самого Байрона – Чайльд-Гарольд, Дон Жуан.
С Владимиром Ленским связывали, например, Кюхельбекера и Б. В. Голицына. О том, что у Татьяны Лариной был прототип, писал сам Пушкин. Исследователи в связи с этим называли разные версии, однако ни одна не является окончательной. Кюхельбекер, друг Пушкина с лицейских лет, отмечал, что одним из прототипов Татьяны был… сам поэт.
Анализируя биографию Пушкина и содержание романа, можно отметить, что Татьяна в финале соответствует Наталье Гончаровой – будущей жене поэта. Кстати, в романе упомянута некая «двоюродная сестра» Татьяны, которую Пушкин называет своей «музой».
Особым персонажем романа является сам Пушкин. Он является рассказчиком и постоянно вмешивается в ход повествования, делает отступления, комментирует действия героев. Он называет себя давним другом Онегина, однако его отношение к главному герою неоднозначное: в некоторых фрагментах их образы практически сливаются, в других Пушкин явно противопоставляет себя Онегину.
Многие второстепенные персонажи позаимствованы Пушкиным из других популярных произведений тех лет: так, Скотинины «перекочевали» в роман из фонвизинского «Недоросля», а помещик Буянов позаимствован из поэмы «Опасный сосед» В. Л. Пушкина – дяди Александра Сергеевича.