Давно отвергнутый тобою Некрасов анализ стихотворения
1. История создания. На протяжении всей жизни Н. Некрасов был влюблен в одну женщину - А. Панаеву. Их отношения были очень непростыми. Достаточно сказать, что поэт жил в одном доме с возлюбленной и ее мужем.
В начале романа Некрасов был вынужден пойти на отчаянный поступок: во время прогулки с Панаевой он, не умея плавать, бросился в реку. Женщина была поражена таким бурным проявлением чувств и стала более благосклонна к поэту. Этот эпизод и вся история любви в целом легли в основу стихотворения "Давно - отвергнутый тобою", написанном Некрасовым в 1855 г.
2. Жанр - любовная лирика.
3. Основная тема стихотворения - страдания от несчастной любви. В произведении реальный поступок молодого Некрасова видоизменен. Лирический герой, отвергнутый любимой женщиной, в отчаянии хочет покончить жизнь самоубийством. Однако потемневшие грозно волны вызывают в нем непреодолимый страх. Молодой человек остается в живых и в конце концов добивается взаимности.
Любимая женщина благословляет волны, которые сохранили жизнь лирического героя. Счастье поэта было не вечным. Прошло несколько лет, и он вновь испытал горечь и разочарование. Повторяется картина молодости на берегу реки. Но на этот раз есть одно существенное отличие: волны уже не пугают несчастного влюбленного, а словно бы "манят в глубину свою".
4. Композиция стихотворения кольцевая. Начало и конец посвящены описанию двух одиноких прогулок страдающего влюбленного, которые разделяют "много роковых годов".
5. Размер произведения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.
6. Выразительные средства. Глубина и сила страдания влюбленного поэта подчеркивается характерными эпитетами: "отвергнутый", "роковою". В основе всего стихотворения лежит антитеза, выраженная в словах "давно" и "теперь". Водная стихия оживает благодаря использованию олицетворений: волны "приветливо яснели", "грозно потемнели", "грозят сурово", "манят". Большое значение имеет метафора "убитая душа", предвещающая физическую смерть.
7. Основная мысль произведения заключается в том, что без любви невозможно жить. В первом случае сама природа предотвратила самоубийство лирического героя, так как еще была надежда на взаимность. Волны оказались правы и стали свидетелями счастливых прогулок влюбленных. В финале никакой надежды уже нет. Волны сами манят несчастного, потому что от мучений его избавит только смерть.