Вчерашний день часу в шестом анализ стихотворения Некрасова по плану
1. История создания. Стихотворение "Вчерашний день, часу в шестом..." Некрасов датировал 1848 г. На первый взгляд оно представляет собой непосредственную зарисовку с реальной ситуации.
Однако современники утверждали, что поэт использовал яркий художественный образ. К тому же в середине XIX века публичное избиение кнутом, тем более женщины, было очень редким явлением.
Из-за очень острого содержания стихотворение было впервые опубликовано уже после смерти Некрасова, в 1883 г.
2. Жанр произведения - гражданская лирика.
3. Основная тема стихотворения - символическое сравнение поэзии с крепостным крестьянством. Некрасов намеренно использует очень яркий художественный образ, в полной мере отражающий страдания и бесправное положение простого народа. Подобная экзекуция, конечно же, не могла проводиться на Сенной площади.
Наказания крестьян осуществлялись вдали от общественного мнения и принимали гораздо более страшные формы. Безмолвно принимающая безжалостные удары крестьянка олицетворяет собой всю крестьянскую Россию. В этом заключается трагедия русского народа, который даже не имеет возможности бороться с несправедливостью и вынужден безропотно подчиняться приказам своих хозяев.
Сравнивая с несчастной девушкой свою Музу, Некрасов открыто намекает на всеобъемлющее господство царской цензуры. Поэт прекрасно знал, какого труда стоило издание сочинений, в которых содержалась хоть малейшая критика существующего политического режима. По требованию цензоров многие замечательные произведения запрещались, из них вырезались, искажались или исправлялись "подозрительные" места. Подобные действия власти для Некрасова были подобны публичному избиению.
4. Композиция. Миниатюрное по размеру стихотворение состоит всего лишь из двух четверостиший. Первое и половина второго посвящены описанию наказания; две финальных строки содержат авторское символическое сравнение.
5. Размер произведения - разностопный ямб с перекрестной рифмовкой.
6. Художественные средства. Средств художественной выразительности в стихотворении немного: эпитет ("молодую"), олицетворение ("бич свистал, играя"), инверсия ("сестра твоя родная"). Огромное эмоциональное воздействие достигается скупым описанием бесчеловечной сцены избиения. Большая сила и убедительность также содержится в итоговом восклицании автора, обращающегося к своей Музе.
7. Главная мысль произведения заключается в скрытом осуждении автором всей самодержавной системы. Физические наказания были официально отменены в 1845 г., но есть множество свидетельств, что они продолжали применяться. Это происходило из-за огромной разницы в правовом положении крепостного крестьянства и других сословий. Помещики продолжали чувствовать себя полновластными хозяевами. Крестьяне также, в силу многовековой привычки, безмолвно подчинялись своему барину.
В любом конфликте власть вставала на сторону помещика, поэтому сопротивляться не имело смысла. Некрасов убежден, что деспотизмом пронизаны все сферы государственной и общественной жизни в России. По отношению к образованным слоям населения физические наказания не применяются, но цензурные требования приводят к точно такому же униженному положению поэтов и писателей.