Анализ стихотворения Чудный град порой сольется Баратынский по плану
1. История создания. Стихотворение "Чудный град порой сольется..." было написано Е. А. Баратынским в 1829 г. Впервые опубликовано произведение в "Литературном и музыкальном альманахе Радуга" на 1830 г.
2. Жанр стихотворения - философская лирика.
3. Основная тема произведения - эфемерность и хрупкость творческого воображения. Баратынский сравнивает возникшие в воображении поэта прекрасные художественные образы с "летучими облаками".
По воле слепого случая последние иногда образуют на небе "чудный град". Это творение природных сил существует недолго. Малейшее дуновение ветра уничтожает небесный "град" "без следов".
В поэтическом творчестве роль слепого случая играет внезапное вдохновение. Оно неподвластно воле поэта, которому нужно лишь не упустить этот счастливый порыв. "Мгновенные создания" воображения, подобно облакам, чрезвычайно подвержены любому внешнему воздействию ("дыханью посторонней суеты").
Если поэт отнесется к приливу вдохновения пренебрежительно и не успеет запечатлеть возникшие в нем художественные образы, они исчезнут навсегда.
4. Композиция. Миниатюрное стихотворение состоит из двух частей. Первая посвящена описанию чудесного природного явления, вторая - сравнению с ним "поэтической мечты".
5. Размер произведения - четырехстопный хорей с перекрестной рифмовкой.
6. Выразительные средства. В основе стихотворения лежит сравнение. Также можно выделить эпитеты ("чудный", "летучих", "посторонней"), олицетворение ("ветр... коснется"), образные метафоры ("созданья поэтической мечты", "дыханья посторонней суеты").
7. Основная мысль произведения заключается в том, что настоящий поэт должен очень бережно относится к своему творческому дару. Случайные картины, образуемые облаками в небесах, сохранить невозможно. А образы, возникшие в сознании поэта, должны быть немедленно зафиксированы на бумаге. Известно множество случаев, когда гениальные произведения записывались своими авторами на любом подвернувшемся листке и таким необычным образом входили в историю. При этом неизвестно, какие невосполнимые потери понесла мировая поэзия из-за лени или забывчивости поэтов.