Анализ стихотворения Цветаевой Молодость
План
1.История создания
2.Жанр
3.Основная идея
4.Композиция
5.Размер
6.Выразительные средства
7.Главная мысль
1.История создания. Стихотворение было написано в 1921 г., когда Цветаевой было 29 лет. В этом возрасте многие люди начинают осознавать, что молодость безвозвратно прошла, настала пора зрелой жизни, пора подводить некоторые итоги. Таким самоанализом и является стихотворение «Молодость».
2 Жанр произведения – лирическое стихотворение, написанное в виде обращения поэтессы к воображаемому образу своей молодости.
3.Основная идея стихотворения – размышление о быстро пролетевшей молодости. Цветаева признается, что молодые годы не дали ей богатого жизненного опыта, были «ношей и обузой». Юность поэтессы, как и вся ее судьба, была трагичной. Она рано потеряла мать, что было большим потрясением для девочки. Пытаясь найти счастье в семейной жизни, Цветаева в 19 лет вышла замуж за С. Эфронта. Однако брак не был удачным, и поэтесса оставила мужа. Вскоре умерла ее любимая дочь. Ранние разочарования оставили тяжелый отпечаток в душе Цветаевой. Эти впечатления отразились в стихотворении. Поэтесса не сожалеет о прошедшем времени. Она считает, что молодые годы никак не отразились на формировании ее поэтического таланта. Они промелькнули глупо и нерасчетливо, как «лоскуток кумашный». Все же расстаться с молодостью, которая уже не повторится никогда, для поэтессы нелегко. Впереди – серьезная зрелая жизнь, которая уже не будет скрашена юными беззаботными ощущениями. Поэтому Цветаева в последний раз прощается со своим поэтическим образом, обращаясь к нему с просьбой – «полосни лазоревою шалью», «спляши, ошпарь!».
4 Композиция. Произведение состоит из двух частей, написанных Цветаевой с небольшим временным промежутком. В первой она обвиняет молодость, прошедшую зря. Во второй, как бы одумавшись, Цветаева понимает, что молодые годы все-таки являются самыми счастливыми в жизни человека. Просто она сама не смогла правильно ими распорядиться. Когда пришел час расставания, она уже иначе обращается к молодости («голубка», «золотце»). К поэтессе приходит позднее раскаяние в прошлых ошибках.
5 Размер произведения – пятистопный хорей, придающий тексту особую динамику и мелодичность.
6 Выразительные средства. Цветаева применяет в стихотворении яркие эпитеты («чужая», «малиновую», «лазоревою»). По отношению к молодости она использует разнообразные метафоры и олицетворения: «сапожок непарный», «оттачивала стрелы», «из ласточек – в колдуньи!» и другие. Эмоциональность стихотворения подчеркивается многочисленными восклицательными знаками, а также постоянным обращением к молодости в разных формах: «моя чужая», «моя морока», «смуглая моя». Особая лиричность достигается использованием уменьшительно-ласкательных форм слов: «сапожок», «голубка», «золотце».
7.Главная мысль стихотворения – осознание безвозвратности ушедших лет. Цветаева подчеркивает, что какими бы ни были молодые годы, счастливыми или печальными, они бывают только раз в жизни. Достигнув зрелого возраста, человек уже не сможет что-то изменить или исправить. В этом заключается глубокий философский смысл произведения.