Анализ стихотворения Цветаевой Бабушке 9 класс
План
1.История создания
2.Жанр
3.Основная тема
4.Композиция
5.Размер
6.Выразительные средства
7.Главная мысль
1. История создания. Марина Цветаева не знала своих бабушек при жизни, они обе умерли в молодости. Стихотворение посвящено бабушке по материнской линии – М. Бернацкой. Цветаева написала его в 1914 г., рассматривая фамильный портрет, изображавший бабушку в расцвете сил.
2. Жанр произведения. Стихотворения является лирическим портретом, в котором Цветаева описывает внешние и внутренние качества своей прямой родственницы
3. Основная тема стихотворения – попытка Цветаевой по фамильному портрету представить себе внутренний мир своей бабушки. М. Бернацкая была польской светской львицей. Она жила в обстановке роскошных балов, прекрасной музыки и галантных кавалеров. 1914 г. – совершенно другое время. Цветаева, находясь в таком же возрасте (20 лет) пытается ощутить связь времен через свою родственницу. Она ставит себя на место бабушки и хочет ощутить те же самые чувства. Цветаева уже в раннем возрасте остро ощущала свое одиночество в мире. В стихотворении она как бы пытается попасть в прошлое, которое безвозвратно ушло. При этом она сожалеет о слишком ранней смерти бабушки, унесшей с собой множество «возможностей» и «невозможностей». В финале произведения Цветаева делает догадку о своей фамильной связи с бабушкой. Она предполагает, что ее «жестокий мятеж» в душе – наследственный дар от М. Бернацкой.
4. Композиция. Стихотворение состоит из двух частей. В первой описывается внешний вид бабушки по портрету. Через это описание Цветаева переходит ко второй части – философским вопросам о внутреннем мира бабушки («кто вы?»), сожалению о ее ранней смерти и наследственной передаче душевных качеств.
5. Размер. Произведение написано трехстопным дактилем, что создает ощущение вальса, упоминаемого в стихотворении.
6. Выразительные средства. Прежде всего, Цветаева часто использует вопросительные и восклицательные интонации, усиливая этим эмоциональность произведения, превращая его в живой монолог. В описании внешнего вида бабушки применяются красочные эпитеты («надменные», «ледяного», «взыскательный»), сравнения («черного платья раструбы», «локоны, в виде спирали»). Центральная метафора произведения – «ненасытимая прорва земли». Еще одним важным выразительным средством является оксюморон «юная бабушка».
7. Главная мысль стихотворения заключается в осознании Цветаевой бренности и кратковременности всего земного. При этом она оставляет надежду на неразрывную связь времен. Наследственный «жестокий мятеж» позволяет бабушке продолжить жизнь в своей внучке.