Любить свою Родину — значит знать её
» Анализ стихотворений » Анализ стихотворения Ахматовой Мужество

Анализ стихотворения Ахматовой Мужество


История создания

Начало Великой Отечественной войны сплотило всех русских людей, независимо от их политических убеждений. Не стала исключением и А. Ахматова. Поэтесса не скрывала своего враждебного отношения к советской власти, но страшная угроза самому существованию Отечества побудила ее к созданию цикла патриотических произведений – «Ветер войны». В феврале 1942 г. в период наиболее яростных боев на фронте было написано стихотворение «Мужество».

 
Жанр стихотворения – гражданская лирика. Поэтесса от имени всего народа заявляет об уверенности в победе над врагом ради сохранения самого святого.

 Основная идея стихотворения

Ахматова не понаслышке знала, что такое мужество. Известна ее горькая судьба при советской власти. Бедствия и лишения не смогли сломить гордый дух поэтессы. И вот тяжелые испытания настали для родной страны. Ахматова понимает, что разразившаяся война угрожает самому существованию русского народа и русской культуры. При этом прежние обиды и разочарования становятся несущественными. Политический режим может меняться, но Родина у человека всегда одна. Ее защита – прямая обязанность любого гражданина.

 
Поэтесса чувствует свою неразрывную связь с народом и с решимостью выступает от его имени. Она твердо уверена в мужестве своих сограждан. Ни лишения, ни потеря крова и близких людей, ни даже смерть не способны остановить русского человека, когда под угрозой его Отечество. Физические страдания для поэтессы ничто по сравнению с утратой национальной культуры. Поэтому она заявляет, что главная ценность – «Великое русское слово» будет сохранено.

Композиция

 

Небольшое по объему стихотворение начинается с описания сложившейся тяжелой ситуации. Ахматова выдвигает мужественные заявления и завершает произведение решительным утверждением - «навеки!».


Размер произведения – пятистопный амфибрахий с двумя полноценными строфами (по четыре строки) и последней, оборванной на третьей строке. Размер подчеркивает гражданскую направленность стихотворения. Оно напоминает тревожный набат во время великой опасности.

 

Выразительные средства


Выразительные средства Ахматовой практически не применяются. Поэтесса принадлежала к движению акмеистов, поэтому для нее важнее была точная подборка слов, а не красота выражения. Можно отметить метафоры «ныне лежит на весах» и «час мужества». Также усиливает воздействие повтор союза «и» в финале стихотворения. Очень эмоционально резкое завершение стихотворения восклицанием «навеки!».

 

Главная мысль стихотворения


Главная мысль стихотворения – убеждение поэтессы в мужестве своего народа при защите своих ценностей. Ахматова не упоминает о необходимости спасения людей. Фашисты заявляли о полном истреблении славян и уничтожении их культуры. Поэтому в стихотворении на первый план выдвигается русская речь, которую нужно защитить от плена и порабощения. Только сохранив эту огромную ценность в чистоте и неприкосновенности, чтобы передать потомству, народ сможет сохранить себя как единое целое.

 

План анализ стихотворения Мужество       

                                                                                                                               

  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция.
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения




15914 0
Автор сайта
Потапов Алексей Викторович
Зовут меня Потапов Алексей. В 2013 году получил высшие образование, закончил РГУИТП (Российский Государственный Университет Инновационных технологий и Предпринимательства) по специальности Государственное и Муниципальное управление.
  1. Проверь себя
    Про­чти­те от­ры­вок из меж­ду­на­род­но­го до­го­во­ра и опре­де­ли­те, о каком яв­ле­нии идёт в нём речь. «Ста­тья 1. Пра­ви­тель­ство Со­единённых Шта­тов Аме­ри­ки будет про­дол­жать снаб­жать Пра­ви­тель­ство Союза Со­вет­ских Со­ци­а­ли­сти­че­ских Рес­пуб­лик теми обо­рон­ны­ми ма­те­ри­а­ла­ми, обо­рон­ным об­слу­жи­ва­ни­ем ... ко­то­рые Пре­зи­дент Со­единённых Шта­тов Аме­ри­ки раз­ре­шил пе­ре­да­вать или предо­став­лять».
    A18
    Выберите правильный ответ(ы):
Нашли ошибку?Сообщите о ней


Статьи по теме