История Кунсткамеры, как и история Санкт-Петербурга связанна с именем императора Петра I.
После основания города на Неве, и переноса столицы, Петр I начал готовиться к переезду. У Петра Алексеевича был свой «Государев кабинет» - библиотека и личная коллекция разных редкостей.
Все, что включал в себя «Государев кабинет», перевезли из Москвы в новую столицу, и разместили в Летнем дворце - первой императорской резиденции, на Фонтанке.
Коллекция Петра I оказалась огромной, для её хранения было выделено специальное помещения, а для надзора за ней, сформировали штаб специалистов.
Помещение Летнего дворца, в котором находилась коллекция, на Европейский лад назвали Кунсткамерой – кабинетом редкостей.
Отдельно помещение в Летнем дворце Кунсткамера обрела в 1714 году. Петр I уделял много внимания кабинету редкостей. Так, спустя три года, император велел губернатору Воронежа отлавливать птиц и диких зверей. Пройдет еще год, и Петр I издаст указ, в котором говориться, что если кто найдет какие старые и интересные вещи, то их надо нести в Кунсткамеру.
Всякое чудо присылали со всех концом необъятной Российской Империи. Из города Выборга прислали овцу, у которой было два языка и два глаза с каждой стороны. Из Тобольска привезли барашков. Один был с восьмью ногами, а второй с тремя глазами.
Собирая свою коллекцию, Петр I не занимался накоплением сокровищ. Коллекционируя зоологические, анатомические, минералогические и другие редкие вещи, император хотел с их помощью приобрести «в натуральной истории систематическое понятие».
Коллекция Кунсткамеры росла. Теперь ей уже было тесно в покоях Летнего дворца. Многие предметы из-за нехватки места нельзя было выставить и показать всем желающим. В 1718 году, музейные экспонаты Кунсткамеры были перенесены в дом Александра Кикина, вельможи, попавшего в опалу.
Большое помещение, в два этажа, теперь можно было выставить все экспонаты на всеобщее обозрение. Кунсткамера стала доступна для широких масс. Петр I, заявил: «Я хочу чтобы люди смотрели и учились!» Император отлично знал экспонат своей коллекции, был классным гидом. Он любил показывать экспонаты Кунсткамеры русской знати и иностранцам.
В доме Кикина решили разместить не только Кунсткамеры. Тут хватило место и для библиотеки и для лаборатории. Кикины палаты стали первым в Российской Империи научным комплексом. Кунсткамера при Петре I была совсем другой, нежели сейчас. В первой комнате музея находились препараты, помещенные в стеклянные сосуды. Эти препараты были частью коллекции нидерландского анатома Рюйша. В шкафах, находившихся в комнате, хранились гербарии, и ящики с бабочками, животными. Предметы старались выкладывать в необычные композиции, так экспонаты музея выглядели еще более яркими.
В другой комнате, посетители Кунсткамеры могли увидеть различные стадии развития человеческого плода, а также чучела животных, и различные предметы из слоновой кости. В оставшихся трех комнатах Кунсткамеры находились разнообразные животные и птицы. Был в Кунсткамере и «мюнц-кабинет», где находились монеты и медали.
Экспонаты в Кунсткамере были выставлены без всякой системы. В петровской Кунсткамере были и совсем необычные живые экспонаты люди-уроды. Карлики, великаны, люди с различными отклонениями и уродствами.
Кунсткамера – первый русский музей, созданный Петром I, для просвещения русского народа. С помощью экспонатов Кунсткамеры можно познакомиться с различными животными и растениями, узнать о далеких странах, их культуре и традициях.
Интересный факт
В Европе посещения подобных музеев стоило денег. В Российской Империи же Кунсткамеру можно было посетить бесплатно, да еще и угоститься кофе и бутербродами.