Особенности «вечевой демократии» и ее функции. Что такое Вече? Исторические истоки вече лежат в глубокой древности. Что только не подразумевают под этим понятием – и народное собрание, и мирская сходка, и совещание, и орган «народоправства». Современные значения этого понятия связывают с нижней палатой парламента, газетами-журналами, издательством и политической партией в Украине.
И все-таки: Чем характеризуется один из наиболее непонятных институтов в истории Древнерусского государства? Разъяснение этой формы народных собраний историки черпают из летописей, первые упоминание о которых относятся к Белгороду Южному (997 год), Великому Новгороду (1016 год), Киеву (1068 год). Вече – это одна из форм демократии и самоуправления на землях славянских государств в древности и средневековье. Это народное собрание возникло из собраний племен славянских. В средневековой Руси понятие «вече» имело несколько значений и означало не только городские, уличные, рыночные сходы, но и просто многолюдные собрания. О функциях вече нет однозначного мнения. Одни исследователи считают, что в древней и средневековой Руси оно не было настоящим народовластием, так как фактические решения принимались правящей верхушкой (князь, бояре, иерархи церкви). Другие придерживаются мысли, что в древнерусский период – вече – это высший правящий орган русских земель. Некоторые исследователи разделяют мнение о своеобразном двоевластии (княжеском и вечевом).
Полномочия вечевых собраний распространялось на широкий круг вопросов по делам текущим или безотлагательным. Вече – это и одна из судебных инстанций. На нем утверждались законы, распределялись земельные наделы, избирались и смещались должностные лица. Решения объявления войны и заключения мира, распоряжения финансовыми ресурсами, княжеским столом. В случае согласия большинства присутствующих решение принималось. Однако не всегда это удавалось сделать сразу. Происходили и физические стычки, и повторные собрания для принятия соглашений. Из княжеских уставов и летописей известно, что князь также обладал некоторой особой законодательной и судебной властью, отдельной от вече. «Важные» постановления составлялись в узком кругу приближенных. И он единолично мог распоряжаться финансами и землей.
Только князю был вверен сбор дани. Вече не всегда соглашалось с политикой князя. Внешне демократические вечевые собрания были все больше подконтрольны боярской аристократии. Участниками народного собрания могли быть «мужи» (главы племен, поселений, родов, княжеств). Права на вече могли быть различны, исходя из социального статуса, либо у всех могли быть равными. Наиболее известное народное вече в Новгороде было многоступенчатым. Помимо городского веча, были собрания концов и улиц. Народные собрания и в «пригородах» (селах и маленьких городках) подчинялись «старшим». Обычаи сельских сходок принимать решение «всем миром» - общиной, сохранились вплоть до начала ХХ в. На вечевой площади в особой башне (гриднице) размешался колокол. Созывая вече, звонили в колокола. С трибуны (степени) вещали ораторы.